Но существующие регламенты градостроительства очень часто создают для инвесторов труднопреодолимые препятствия. Например, инвестор в инициативном порядке разрабатывает исходно-разрешительную документацию на объект реконструкции. Но в дальнейшем он вынужден участвовать в конкурсе на право реализации данного проекта наравне со всеми прочими. При этом для него существует риск получить под боком конкурента. Эта ситуация совершенно неприемлема с коммерческой точки зрения и убивает инвестиционную активность на корню. В.КАТЫШЕВ высказал пожелание: существующая нормативная база должна быть доработана с целью приближения к здравому смыслу и экономической целесообразности.
В последние годы наращивание арендного фонда в городе в значительной мере осуществлялось за счёт введения в хозяйственный оборот подвалов, технического подполья, щитовых, колясочных и прочих помещений. Эти нежилые помещения предприниматели реконструировали за свой счёт и параллельно оплачивали аренду. Такая схема экономически была оправдана и обеспечивала устойчивый прирост арендного фонда до июля 2002 г. Но сейчас и эта схема стала обременительной за счёт повышения арендной платы и реализуется с большим трудом.
Инвестиционная привлекательность проектов второго типа могла бы быть повышена, если бы в аренду передавалось помещение с уже подготовленной исходно-разрешительной документацией на переоборудование. В этом случае цикл освоения для арендатора мог бы быть сокращён в 2 раза.
В.КАТЫШЕВ напомнил, что обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями является одной из приоритетных задач Правительства Москвы. Но после июля 2002 г. доля предприятий малого бизнеса, арендующих нежилые помещения, снизилась до 40% в 2003 г. и до 20% на начало 2004 г. Эта тенденция, наряду с возрастающей потребностью предпринимателей в аренде нежилых помещений, создаёт необходимость для проведения ряда мероприятий по обеспечению субъектов малого предпринимательства округа современными и функциональными помещениями. В числе предлагаемых докладчиком мероприятий - создание многофункциональных деловых центров, специализированных территорий на Восточной коммунальной зоне и в Алабушеве. Особое внимание должно быть уделено районным объектам для размещения предприятий бытового обслуживания, здравоохранения, социального обеспечения, досугового назначения и ЖКХ, в том числе на первых этажах жилых домов. В проекте адресной программы прозвучала цифра общей площади новых объектов - 186 тыс. кв. м (к 2006 г. - 100 тыс. кв. м).
Доклад, а также содоклад, с которым выступил директор Зеленоградского территориального агентства Департамента имущества г. Москвы Г.ДОРОШЕНКОВ, вызвали бурное обсуждение. Прозвучало мнение, что на сегодня спрос со стороны малого предпринимательства на нежилые помещения гораздо выше, чем предложение. Но отсутствуют глубокий анализ ситуации, строгие расчёты баланса между спросом и предложением, количественная оценка нежилых помещений, которыми будут располагать вводимые в эк сплуатацию новые жилые корпуса. Эти важные замечания нужно будет непременно учесть при корректировке долгосрочного плана. Префект А.СМИРНОВ, подводя итоги, сказал: «Мы внимательно следим за тенденцией развития малого бизнеса, и наша главная задача - управлять его развитием».