Разное

09.03.2004
Разное В начале встречи Валерий Павлинович подробно проинформировал собравшихся, чем она вызвана.
- В конце 2003 г. мэр столицы Ю.ЛУЖКОВ принял решение о создании в структурах управления Москвы нового комплекса развития научно-производственного потенциала и межрегиональных общественных отношений. Его поручено возглавить мне. Задачи комплекса - объединение усилий и городских возможностей со всеми ресурсами промышленности и науки.
Валерий Павлинович разъяснил, чем вызвано такое решение. С 1996 г. это уже третий создаваемый комплекс. Первый касался социальной сферы. Ведь после реформ 90-х годов довольно значительное  количество граждан лишилось стабильной работы и доходов. Многие москвичи оказались за чертой бедности. Нужно было срочно создавать систему, которая бы их поддержала. Ею явилась программа социальной защиты. Она и сегодня является важнейшим направлением в деятельности Правительства Москвы. Но когда программа была создана, стало ясно, что она требует колоссальных ресурсов и, прежде всего, финансирования. На тот момент, к сожалению, не было комплекса экономической политики. Поэтому в 1999 г. Ю.Лужков поручил В.Шанцеву создать этот комплекс, что и было сделано в течение 4 лет. За это время были созданы и отработаны многие стратегические направления, программы, системы конкурсов, аукционов до 2010 г. Стало понятно, в каком направлении двигаться, чем заниматься. Но подсчитать доходы и распределить их по расходным статьям - дело знакомое и понятное специалистам. А как заработать эти доходы? В жёсткой конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики эта задача выглядела весьма непростой. А времени на раскачку, как часто бывает, было в обрез. И тут вице-мэр сделал признание:
- Мы установили, что многие вещи в силу и объективных, и субъективных причин мы сделали неудачно. И бизнес стал уходить из столицы  в Московскую и соседние области. Там условия для работы промышленных предприятий были лучше и легче, чем в Москве, в которой мы сами неразумно создали многие трудности. Поэтому наши контакты с вами, руководителями предприятий, НИИ и бизнеса, нацелены на расчистку завалов, административных барьеров, сокращение документооборота и количества согласований. То есть мы вместе должны убрать то неразумное вмешательство наших управленческих структур, которое довольно часто наблюдаем. Сегодня наша задача - всё построить на взаимовыгодном интересе и вам не мешать. Хочу обратиться ещё к одному важному моменту настоящего времени. Он касается якобы недружелюбной политики в отношении к промышленности и науке со стороны Правительства Москвы, о существовании программы вывода предприятий из столицы. Я официально заявляю: никакой такой программы нет! Только сумасшедший может позволить себе избавляться от того, что даёт деньги в бюджет города! Сегодня от московских промышленных предприятий в казну Москвы поступает 24% всех доходов. А слухи о недружелюбной политике связаны с другим моментом. Как только стало известно о возможном переносе ряда предприятий из центра столицы на окраины, так на многих предприятиях стали появляться посредники, которые стали уговаривать директоров, трудовые коллективы продать акции. Некоторые согласились на это и, как говорится, первыми вылетели из руководителей. А потом обращаются к нам: «Нас поглотили!». Поэтому прошу вас: ни с кем по этой теме (реорганизации  вашей территории) в контакт не вступать - только с Правительством Москвы!  Мы создали специальную комиссию по промышленности и науке, которую возглавляет присутствующий здесь Евгений Алексеевич ПАНТЕЛЕЕВ. И только эта комиссия вместе с вами будет решать судьбу земли, зданий, сооружений. Нам ни в коем случае нельзя терять промышленный потенциал в столице! Наоборот, его нужно развивать , естественно, на основе новых современных технологий. И должен быть совсем другой подход к реконструкции, техническому перевооружению. Необходимо этот процесс организовать разумно. Наша помощь и предложение всех возможностей города - только такая стратегия позволит нам развиваться дальше. Этот момент очень важен для будущего. А сегодня ситуация осложнена и связана с потерями инвестиционного ресурса столицы. Каждый год инвестиционная программа сокращается на 30-40%. В этой ситуации  у нас более 10% ежегодного роста объёма промышленной продукции. Но в начале 90-х годов мы потеряли 72% объёма! И даже рост на 10% не позволяет нам ещё выйти на тот уровень. То есть мы теряем темпы развития, а нужно просто карабкаться вверх! Только это позволит нам реализовать крупные социальные программы развития в Москве. Но во всём нужна системность. Мы просим каждый административный округ, каждую префектуру создать Совет из руководителей промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений и НИИ. И не реже  2 раз в год устраивать такие встречи, чтобы была прямая и обратная связь.
Затем к присутствующим обратился Е.Пантелеев. Он отметил наиболее тревожные тенденции в промышленности. Среди них ускоряющееся старение основных фондов. На большинстве предприятий степень износа оборудования составляет более 60%. В то время как обновление фонда - на уровне 6% в год. Такая ситуация ставит под сомнение не только темпы роста, но и само выживание производств. В столице сейчас находятся 1200 крупных и средних промышленных предприятий. 300 из них хорошо развиваются, с объёмами производства там тоже благоприятная картина, и перечисления этих предприятий составляют значительную долю в бюджете города. Ещё 400-500 предприятий сводят концы с концами. А около 400 существуют импульсивно, сворачивают производства, становятся банкротами.
- Наша задача в этой ситуации состоит в том, чтобы создать условия, при которых те, кто хочет развиваться, могли бы получить нужный результат и привлекать для этого финансовые ресурсы. Всем предприятиям город, естественно, помочь не может. Но речь и не идёт обо всех. Главное - помочь грамотным менеджерам воспользоваться имеющимися возможностями. И перспективно развивающиеся должны получать поддержку. Реальный промышленный потенциал города нужно сохранить. Ибо промышленность - это серьёзный налогоплательщик, это занятость населения, это зарплата москвичей, это те социальные условия, которые сохраняются на многих предприятиях. Но нас беспокоит тот факт, что у руководителей ряда предприятий не всегда хорошие отношения с городскими структурами. Некоторые начальники сетуют на жёсткий налоговый режим, другие - на трудности рыночной экономики. Не имеют бизнес-плана своего развития. Мы, в свою очередь, готовы предоставить необходимую информационную базу, которая подскажет, как лучше использовать и производства, и земельный ресурс. Хочу обратить внимание всех на то, что сейчас мы находимся в стадии осмысления. И ваши предложения, несомненно, будут способствовать росту производства. Нас интересует ваше мнение, мнение специалистов. Затем В.Шанцев и Е.Пантелеев ответили на вопросы. Их задавали: председатель Зеленоградского отделения Союза промышленников и предприятий А.ИЩУК, генеральный директор АО «Российская электроника» В.ДШХУНЯН, генеральный директор ОАО «Технопарк-Зеленоград» В.БАСКИН, ректор МИЭТа В.ЧАПЛЫГИН, генеральный директор «Компонент» __.СЕРЁГИН и другие.
В заключение встречи выступил А.СМИРНОВ:
- В Зеленограде объём продаж в сопоставимых ценах уровня 1990 г. был восстановлен в 2000 г. Темпы роста объёмов производства начиная с 1997 г., когда стал действовать Закон города Москвы об особой зоне в Зеленограде, доходили до 50% в год. Сейчас они снизились и в 2003 г. составили 18%. Это объясняется тем, что база уже достигнута, и к ней что-либо добавить стало сложнее. Проблемы недобросовестного поглощения промышленных предприятий не коснулись Зеленограда. Однако это не значит, что к ним нет интереса. Такие попытки были. Мне кажется, что руководство предприятий ведёт разумную политику, поддерживая к онтакт с властью. Есть проблемы в другом: чаще они заключаются в неурегулированных отношениях между акционерами.
Также префект сообщил вице-мэру, что в Зеленограде уже несколько лет существует Совет директоров, который 2 раза в месяц собирается в полном составе на совещания. Все предложения, которые исходят от Совета директоров, направляются в Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы как результат общего творчества. Также Анатолий Николаевич подчеркнул, что уже подготовлены предложения по новым условиям налогообложения. И, естественно, руководители предприятий Зеленограда готовы к совместным действиям с Правительством столицы в увеличении потенциала промышленности и науки. По результатам состоявшейся встречи в округе будет проведена работа, и соответствующие предложения будут доведены до всех заинтересованных структур.