Каковы вехи развития потребительского рынка в прошлом году? В 2003 г. введено 37 новых предприятий торговли, 7 из них - общественного питания и 8 - бытового обслуживания (это прибавление к активу городского торгового рынка более 15 тыс. кв. м торговых площадей, посадочных и рабочих мест). Прошлый год отмечен появлением в округе предприятий сетевой торговли.
Дальнейшее развитие получили социальные магазины. Так, в прошлом году был аккредитован социально ориентированный магазин-филиал торговой фирмы «Анюта» в 14-м мкрн и др.
В 2003 году возросли денежные расходы населения на покупку товаров и оплату услуг. Что может свидетельствовать только о росте благосостояния зеленоградцев. По данным Госторгинспекции, 55% бюджета семьи зеленоградцев, выделяемых на приобретения, расходуются на покупку промышленных товаров, а остальные 45% - на покупку продовольственных товаров. В прошлом году 1 житель потратил на покупки в среднем 26 310 рублей, это на 610 руб. больше, чем в 2002 г. С ростом благосостояния горожан, однако, не изменились их предпочтения: зеленоградцы по-прежнему предпочитают скорее дешевый товар, чем более дорогой и качественный, отсюда претензии покупателей к качеству товаров и услуг.
За прошлый год Госторгинспекция по заявлениям жителей провела 90 проверок. Люди жаловались в основном на нарушения в торговле - 70% обращений, на общепит - 12, на службы быта - 8. На обсчеты покупателей в Госторгинспекцию было подано только 7 жалоб (по сравнению с 2002 г. это на 40% меньше). На качество товаров подано 63 заявления (31 из них на продукты и 39 на промтовары).
Чем еще примечателен в сфере торговли 2003-й? В соответствии с окружной программой в школьном питании получили развитие прогрессивные формы обслуживания и продолжена модернизация материально-технической базы предприятий школьного питания.
Проведена работа по упорядочению мелкорозничной сети (например, тонары, портящие вид города, были заменены современными автомагазинами), произошли структурные изменения в рыночной торговле: закрыта ярмарка на пл. Крюково, открыт торговый комплекс на Привокзальной площади. Особое внимание было уделено устройству автостоянок при торговых предприятиях города, за 2003 г. их обустроено 7 (на 198 машиномест).
За счет открытия новых торговых предприятий в прошлом году создано дополнительно 1134 рабочих места.
Каковы приоритеты развития торговли на 3 последующих года?
Станут и далее развиваться предприятия потребительского рынка и услуг, в т.ч. ориентируемые на обслуживание малообеспеченных категорий граждан, социального питания (школьного, диетического, бистро), бытового обслуживания (бани, ритуальные услуги) и др.
Особое внимание будет уделяться качеству товаров и услуг, защите прав потребителей и защите прав предпринимателей, инвестиционной политике в сфере потребительского рынка и услуг.
Предусмотрены меры по подготовке и повышению квалификации кадров сферы потребительского рынка и услуг.
В округе будет сделано все, чтобы удовлетворить спрос населения на разнообразные потребительские товары, торговые и бытовые услуги по доступным ценам и при гарантии их качества, в доступности от местожительства горожан.