Марина Евгеньевна еще раз в своем выступлении подтвердила, что одним из самых важных направлений экономической политики Правительства Москвы является повышение уровня жизни москвичей и решение их насущных проблем. Для московского Правительства эти вопросы приоритетны. Но даже действующие механизмы социальных гарантий и адресной защиты малообеспеченных слоев населения требуют усовершенствования.
Общим направлением их совершенствования должен стать поэтапный переход от дотирования организаций жилищно-коммунального комплекса и семей с высокими и средними доходами к адресной социальной поддержке низкодоходной части населения.
В рамках реформирования ЖКХ в городе действует программа государственной поддержки малообеспеченных слоев населения в форме предоставления жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Система социальной защиты малообеспеченных семей строится исходя из платежеспособности населения, т.е. размер помощи зависит от размера совокупного дохода семьи (чем доход ниже, тем выше размер предоставляемой жилищной субсидии).
С 1 января 2004 года Законом города Москвы от 19 ноября 2003 года №71 для расчета жилищных субсидий был введен компенсационный стандарт, дифференцированный по группам в зависимости от среднедушевого дохода семьи. Для семей, имеющих среднедушевой доход свыше 600 руб., но не более 1500 руб. в месяц, компенсационный стандарт установлен в размере 3%, для семей со среднедушевым доходом свыше 1500, но не более 2000 руб. в месяц - 6%, для семей со среднедушевым доходом свыше 2000 руб. - 10%.
Граждане, имеющие доход ниже 600 руб. в месяц, освобождены от оплаты за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В бюджете следующего года предусмотрено повышение нижнего порога доходов с 600 до 800 руб.
До 1 января 2004 года граждане, чьи платежи превышали 13% от совокупного дохода семьи, имели право на субсидию по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Этот стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан существенно помог малообеспеченным москвичам в оплате жилищно-коммунальных услуг.
Внесение изменений в действующее российское законодательство и участие Москвы в эксперименте по адресной поддержке населения в оплате жилья и коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов потребовало изменения механизма предоставления населению субсидий.
Так, с 1 января текущего года адресная социальная помощь (субсидии) семьям и одиноко проживающим гражданам на оплату жилищных и коммунальных услуг перечисляется на специально открытые в банке персонифицированные счета. Это позволяет повысить прозрачность расходования бюджетных средств, усилить социальную направленность бюджетной политики.
Перспективы
В дальнейшем персонифицированные счета граждан можно использовать не только для перечисления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг организациям - поставщикам услуг, но и для аккумулирования на счетах граждан других видов социальной помощи, оказываемой москвичам, которые могли бы распоряжаться ею по своему усмотрению. С помощью социальных персонифицированных счетов граждане смогут получать информацию о своевременности и полноте оказания им социальной помощи и использовать все получаемые суммы с одного банковского счета. Органы исполнительной власти города получат возможность осуществлять комплексный учет объема социальной помощи (в денежном выражении), оказываемой конкретным гражданам.
Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг
Льготных групп по оплате жилищно-коммунальных услуг - более 50.
Только в Москве льготами на жилищно-коммунальные услуги пользуются более 3 млн человек.
С 2002 года возмещение выпадающих доходов жилищных, ресурсоснабжающи х и иных организаций от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи (радиоточка и телеантенна) гражданам, имеющим на них право, осуществляется через Городской центр жилищных субсидий.
Большая часть льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, различных по объему и видам платежей, финансируется из бюджета города Москвы, в то время как практически все они установлены на федеральном уровне.
В городе действует порядок, при котором в случае недостаточности средств, выделяемых на очередной финансовый год бюджету города из федерального бюджета на реализацию федеральных законов в части возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот, возникающий дефицит покрывается за счет средств городского бюджета.