Вести МГД

29.03.2005
Вести МГД

На заседании Московской городской Думы принят Закон «О комплексном природопользовании в городе Москве», который упорядочит отношения между государственными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами, касающиеся соблюдения природоохранных требований при планировании и осуществлении хозяйственной и иных видов деятельности для улучшения качества окружающей среды.
С момента внесения законопроекта до принятия закона прошел год. Депутаты активно поработали над первоначальным вариантом, предложив в итоге около двухсот поправок. И это не случайно, ведь аналогов принятому документу нет ни на федеральном уровне, ни на региональном. Новаторство документа, по словам председателя комиссии по экологической политике Веры СТЕПАНЕНКО (фракция «Яблоко - объединенные демократы») заключается в том, что он дает реальную возможность уйти от традиционной системы нормативов на выбросы загрязняющих веществ и заняться вплотную вопросами регулирования комплексного природопользования.
Комплексным природопользованием, согласно принятому закону, считается использование природного потенциала территории для осуществления хозяйственной и иной деятельности, включая градостроительную, в том числе все виды воздействия на природный потенциал территории, возникающие в процессе этой деятельности. Его задачи состоят в определении условий комплексного природопользования с учетом экологического состояния и функционального назначения территорий города, ведении учета общих условий и субъектов комплексного природопользования, а также источников негативного воздействия на окружающую среду, введение системы показателей качества окружающей среды на территориях разных видов.
Помимо общих условий природопользования, устанавливаемых для территорий всех типов функционального назначения, инвесторам, застройщикам и иным субъектам хозяйственной деятельности будут определены индивидуальные условия природопользования. Путем распределения общих условий комплексного природопользования будут устанавливаться квоты допустимых воздействий на природный потенциал территории. Основной принцип квотирования - не превышение каждым участником хозяйственной деятельности установленных квот, которые бы при суммировании эффекта не нарушали общих условий.
Принятый закон определяет полномочия Московской городской Думы, Правительства Москвы и органов местного самоуправления в области комплексного природопользования, предусматривает участие общественных организаций и объединений в контроле этой сферы деятельности. Установлена ответственность за нарушение индивидуальных условий комплексного природопользования, за нарушения в области информационного обеспечения комплексного природопользования, осуществление деятельности без утвержденных индивидуальных условий комплексного природопользования.
Новый закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Центр реформы ЖКХ - нужен или нет?
В Московской городской Думе состоялось совместное заседание комиссии по жилищной политике и жилищно-коммунальной реформе и комиссии по городскому хозяйству, на котором были рассмотрены результаты проверки Контрольно-счетной палатой Москвы правильности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2003 году на обеспечение реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
Как сообщил аудитор Контрольно-счетной палаты Москвы (КСП) Сергей КОРНЮХИН, распорядителем бюджетных средств по финансированию расходов на реализацию реформы жилищно-коммунального хозяйства первоначально было Управление городского заказа города Москвы, а затем эти функции были переданы Департаменту экономической политики и развития города Москвы. В целях же информационного обеспечения проводимой реформы было создано Государственное учреждение города Москвы «Центр информационного обеспечения и содействия реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве» (ГУ «Центр реформы в ЖКХ»), которое вместе с Департаментом стало объектом проверки КСП Москвы.
Основными видами деятельности ГУ «Центр реформы в ЖКХ» являются сбор отчетности, обобщение и анализ информации по реформе жилищно-коммунального хозяйства, а также прогнозирование развития реформы. Помимо этого, Центр должен заниматься подготовкой нормативных, методических, технологических и программных материалов по реализации реформы ЖКХ, выполнением информационно-вычислительных и аналитических работ, разработкой практических образовательных программ, организацией и проведением научных семинаров, конференций и выставок по проблемам реализации реформы ЖКХ. Кроме того, в функции Центра входит взаимодействие с ГУП «Центр жилищных субсидий», префектурами административных округов по вопросам реализации реформы ЖКХ, составление прогнозов и предложений по расчетам за жилищно-коммунальные услуги и по предоставлению гражданам жилищных субсидий и льгот.
Объем финансирования расходов по обеспечению реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в 2003 году составил 350 млн. 660 тыс. руб. В том же году Управлением городского заказа с ГУ «Центр реформы в ЖКХ» было заключено 7 договоров на сумму 26 млн. 687 тыс. руб.
В ходе проверки Центра реформы в ЖКХ были выявлены нарушения в расходовании бюджетных средств. Так, без проектной документации Центру было выделено 5,5 млн. руб. на проведение капитального ремонта помещений. При этом конкурс по выбору подрядных организаций не проводился, а отдельные работы были проведены подрядчиками без соответствующих лицензий. Установлено завышение объемов выполненных работ и стоимости материалов, использованных при ремонте.
В ходе проверки обнаружено, что за счет необоснованного увеличения должностных окладов в 2003 году руководству ГУ «Центр реформы в ЖКХ» выплачено лишних 337 тыс. руб., в том числе руководителю почти 302 тыс. руб., первому заместителю руководителя - более 25 тыс. руб., а заместителю руководителя - более 10 тыс. руб. Эти необоснованные выплаты продолжались и в 2004 году. Надо заметить, что во время проверки был начат возврат средств, и заместителями руководителя переплаты за 2003 год были возвращены полностью.
В 2003 году из городского бюджета было выделено 10,5 млн. руб. на выполнение работ по информационно-консультационному обеспечению органов исполнительной власти города по проблемам реформы жилищно-коммунального хозяйства. Для реализации этих работ ГУ «Центр реформы в ЖКХ» должен был заключить договор с НИИ социальных систем МГУ имени М.В. Ломоносова, но договор был заключен на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Реформа ЖКХ в Москве».
По словам Сергея Корнюхина, на сегодняшний день организации, занимающиеся реформированием жилищно-коммунального хозяйства, не обеспечены соответствующими нормативными документами, а за проведение реформы ЖКХ не отвечает ни один из органов исполнительной власти города и, кроме того, не решен вопрос с ведомственной подчиненностью ГУ «Центр реформы в ЖКХ».
Аудиторы КСП предлагают разработать и принять экономически обоснованную программу действий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и закрепить функции по реализации реформы за соответствующим органом исполнительной власти города. Необходимо также разработать план мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативной базы в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства и вести систематизированный реестр действующих нормативных правовых актов по реформе ЖКХ. По результатам проверки руководителю Комплекса городского хозяйства города Москвы, руководителю Департамента экономической политики и развития города Москвы, а также руководителю Управления ФНС по городу Москве направлены информационные письма.
В ходе обсуждения итогов проверки в адрес Центра реформы ЖКХ был высказан ряд замечаний. Так, по словам депутата Сергея ЛОКТИОНОВА (фракция «Родина»), основная часть денег, перечисленных Центру, были истрачены на что угодно, но только не на выполнение его функции. В этой ситуации правомерно ставить вопрос, а нужен ли такой Центр вообще? Депутат предложил направить результаты проверки КСП мэру Москвы.
Как заметил председатель комисси и по городскому хозяйству депутат Степан ОРЛОВ (фракция «Единая Россия»), хотелось бы, чтобы Центр реформы ЖКХ работал более активно, так как сегодня это единственный информационный, аналитический и методический центр проводимой реформы. По словам депутата, надо рекомендовать Правительству Москвы разработать программу реформы ЖКХ с участием всех заинтересованных департаментов и комитетов и с учетом нового Жилищного кодекса РФ. Совместное решение двух комиссий Мосгордумы по итогам заседания будет направлено Мэру Москвы.

Все должно быть сбалансировано
На очередном заседании совместной комиссии Московской городской Думы и Правительства Москвы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства Москвы обсуждался проект закона «О Генеральном плане Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы».
После того, как еще в апреле 2001 года этот законопроект был принят Московской городской Думой во втором чтении, он был направлен в Правительство России для согласования положений, связанных с осуществлением Москвой функций столицы Российской Федерации, однако до сих пор Правительство РФ эти вопросы не согласовало. Поэтому, как сказал сопредседатель комиссии, депутат Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ (фракция «Яблоко - Объединенные демократы»), решено подготовить законопроект к принятию в третьем чтении, а вступление в действие его главы «Особенности градостроительного развития Москвы в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации» отложить до принятия Правительством РФ соответствующих решений.
Будущий закон закрепляет перспективные направления развития территорий различного назначения - природного комплекса, историко-культурных, жилых, общественных, производственных территорий, транспортной и инженерной инфраструктур, а также перспективы развития комплексного благоустройства территории города. Кроме того, в законопроекте закрепляются приоритетные задачи в развитии указанных территорий.
В главе «Градостроительные требования к использованию и застройке территории города Москвы» устанавливается допустимое соотношение площадей, занимаемых планировочными районами различных типов функционального назначения - для города в целом и для каждого из его административных округов. Так, скажем, для Северного округа этот баланс выглядит следующим образом: природные территории должны занимать не менее 11%, общественные - не менее 7%, жилые - 22-26%, производственные - 13-17%, и так далее.
В ходе обсуждения законопроекта у членов комиссии возник ряд замечаний. Так, по мнению депутата Дмитрия КАТАЕВА (фракция «Союз Правых Сил»), устанавливать баланс площадей различных типов целесообразно на уровне города и на уровне района - делать же это на уровне административного округа не имеет смысла: ведь жителю того или иного района важно, чтобы именно в пределах его района не нарушалось закрепленное соотношение, скажем, природных и производственных территорий.

«Нет!» фирмам-однодневкам!
В здании Милиции общественной безопасности ГУВД столицы состоялось выездное совместное заседание двух комиссий Мосгордумы - бюджетно-финансовой и комиссии по безопасности. Депутаты рассмотрели потери бюджета Москвы от правонарушений в экономической и налоговой сферах.
По словам докладчика, заместителя начальника ГУВД Москвы Виктора ВАСИЛЬЕВА, в 2004 году было зарегистрировано 35 966 преступлений экономической направленности, удельный вес которых в общем объеме правонарушений составил 17,5%. Для сравнения: в 2003 г. было отмечено 35 688 преступлений в экономической сфере.
Высокие темпы роста количества экономических преступлений в 2004 году зафиксированы в Северо-Западном, Юго-Восточном и Западном административных округах. Вместе с тем, ощутимое снижение данного показателя наблюдается в Юго-Западном и Восточном АО.
В числе экономических преступлений, отнесённых к компетенции криминальной милиции, 6 142 или 37,5% составили хищения имущества, из них 4 655 совершены мошенническим путём. Наибольшее количество преступлений, осуществленных посредством мошенничества, выявлено в УВД Северо-Восточного, Зеленоградского и Южного округов.
На потребительском рынке отмечено 6 514 преступлений, на объектах топливно-энергетического комплекса - 1 060, в сфере внешнеэкономической деятельности - 2 781, а в финансово-кредитной системе - 8. 050.
Что касается работы подразделений, функционирующих в области преступлений налоговой направленности, докладчик обратил внимание на то, что ими в отчётном периоде было выявлено 2 809 преступлений в экономической и налоговой сфере, из которых 914 преступлений совершено в крупных и особо крупных размерах.
От общего количества выявленных преступлений удельный вес налоговых составил 18,6% (523). Чиновник сообщил, что наиболее результативной оказалась работа отделов налоговых преступлений (ОНП) УВД Восточного (100), Южного (84) и Северо-Восточного (75) АО.
Помимо этого, зарегистрировано 2 099 преступлений, совершённых против органов государственной власти. За отчётный период установленный размер причинённого материального ущерба на момент возбуждения уголовного дела составил более 10 млрд. руб.
В ходе обсуждения депутаты, представляющие фракцию «Единая Россия» - Михаил АНТОНЦЕВ, Татьяна ПОРТНОВА, Сергей ТУРТА и Александр СЕМЕННИКОВ - высказались за ужесточение законодательных норм, связанных с регистрацией фирм. Необходимо значительно увеличить срок проверки регистрации коммерческих организаций, установленных сегодняшним законодательством. Нынешний срок - 5 дней - позволяет бесконтрольно размножаться фирмам-однодневкам, поскольку за такой короткий срок столичные налоговики просто не успевают основательно проверить документы, поступившие на регистрацию. В результате в Москве ежедневно регистрируется до 400 подобных фирм. Не удивительно, что на сегодня количество фирм в городе возросло до 950 тысяч. Используя различные способы незаконных финансовых операций, фирмы-однодневки нередко уходят от налогообложения, нанося бюджету столицы значительный ущерб.
В итоге председатель бюджетно-финансовой комиссии депутат Игорь АНТОНОВ (фракция «Единая Россия») сообщил, что столичным парламентариям было бы целесообразно выступить с данной законодательной инициативой на федеральном уровне.