
На заседании Правительства Москвы рассматривался вопрос «О ходе реализации мероприятий, связанных с созданием и развитием особой экономической зоны технико-внедренческого типа на территории города Москвы». Вот что рассказал член Правительства Москвы, префект ЗелАО Анатолий Николаевич СМИРНОВ:
— С основным докладом выступила руководитель Департамента экономической политики и развития г. Москвы М.ОГЛОБЛИНА, содокладчиком был руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по г. Москве А.КОВАЛЕВ.
Заседание Правительства Москвы по данному вопросу прошло конструктивно, по-деловому: это не был обычный отчет о проделанной работе. Проблем, накопившихся в связи с реализацией этого проекта достаточно, мы их обозначили на правительстве, они были приняты к рассмотрению, а это значит, что так или иначе они будут решаться.
1-й заместитель мэра Москвы Ю.РОСЛЯК, ведший заседание, отметил, что проект ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» отвечает целям и стратегии развития Москвы и ориентирован на продвижение высоких технологий и инноваций. Он выразил уверенность, что Зеленоград, изначально позиционирующийся еще со времен его создания как город электроники, и сегодня имеет большой научный, технологический и кадровый потенциал. И у него, как у человека не понаслышке знакомого с проектом, нет никаких сомнений, что наш округ справится с этой задачей.
На заседании было поставлено несколько задач, одна из основных — завершить первый, подготовительный этап строительства особой зоны в 2009 году. Имеется в виду, что до конца следующего года должны быть урегулированы все согласовательные моменты, в частности, разрешительная и проектная документация, передача земель в собственность РосОЭЗ, завершена прокладка коммуникаций и строительство объектов инфраструктуры.
Другой значительный вопрос: уже сегодня ясно, что имеющихся и запланированных к вводу в строй дополнительных энергомощностей ни на площадке «Алабушево», ни на площадке «МИЭТ» недостаточно. Для первой потребуется подключение энергии еще как минимум в 60 МВт, для второй — 6,4 МВт. Значит, необходимо уже на этапе строительства инфраструктуры решить и эту задачу. Предполагается, что проблема может быть решена за счет введения в строй новой энергоподстанции «Сигма» и дополнительной газотурбинной установки на РТС-2.
Ускорить реализацию проекта нам предлагалось и по ряду других показателей: по обустройству дорожной инфраструктуры, переселению жителей, чьи частные дома находятся на территории ОЭЗ. При этом Ю.Росляк подчеркнул, что необходимо срочное согласование документации с Минтрансом, а также придать ускорение строительству скоростной железной дороги от Алабушево до Москвы, вводу в строй развязки на 37-м км Ленинградского шоссе, которая в будущем соединит город со скоростной автотрассой Москва – Санкт-Петербург. А с жителями домов вопрос решить в переговорном порядке в рамках законодательства, активно используя закон об изъятии земель для нужд города.
Еще одна тема, поднимавшаяся на заседании — неравномерное вложение средств в ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» Москвой и РосОЭЗ. Столица полностью осуществила финансирование проекта, РосОЭЗ только в этом году делает первые финансовые вливания. Присутствующий на заседании руководитель РосОЭЗ Андрей АЛПАТОВ уверил членов Правительства Москвы, что деньги в бюджете выделены, проект будет нормально профинансирован. Интенсивное освоение средств начнется в 2009 году, когда придет очередь строительства коммуникаций и объектов внутри территории ОЭЗ.
Я выступил на заседании, обозначив, на мой взгляд, еще одну серьезную проблему: когда зона заработает в полную силу, нам волей не волей, придется решать вопрос с размещением 15 тысяч ее сотрудников. Ю.Росляк нам напомнил, что в 2005 году, когда только был рассмотрен проект ОЭЗ, одним из плюсов зеленоградской особой зоны считалось отсутствие необходимости обеспечения кадров жильем, поскольку город мог задействовать уже существующий трудовой потенциал. Однако проблема оказалась все же глубже, чем мы предполагали: хотя частично рабочие места на ОЭЗ займут зеленоградцы, нам все же придется решать вопрос привлечения других высококвалифицированных кадров. Тем более что одной из задач перед РосОЭЗ ставится более активное привлечение компаний-резидентов, что повлечет за собой приезд в город зарубежных специалистов, для которых потребуется соответствующее жилье. Кроме того, необходимо будет обеспечить жильем талантливых и перспективных выпускников МИЭТа, которые будут работать на ОЭЗ, тем самым помогая воплощать кластерный подход к формированию особой зоны. Под застройку жилья для сотрудников ОЭЗ зарезервирован 17-й мкрн Зеленограда. Ю.Росляк предложил проработать вопрос с предоставлением жилья специалистам ОЭЗ через систему доходных домов, при этом прописав механизм, который гарантировал бы, что квадратные метры будут отданы именно востребованным специалистам.
Один из тревожных вопросов сегодня — деятельность резидентов в условиях мирового финансового кризиса. Резиденты вынуждены параллельно вести подготовительные работы, начинать строительство, а также разрабатывать НИОКР — все это требует значительных средств. Но в условиях ужесточения ставок банковского кредитования вести такую деятельность крайне сложно. Кроме того, преференции, обещанные резидентам, могут быть нивелированы многочисленными финансовыми издержками предприятий. Ю.Росляк поддержал предложение о ходатайстве перед МЭРТом о государственной поддержке резидентов ОЭЗ в части предоставления им доступных кредитных средств.
Относительно мнения, что число резидентов ОЭЗ «незначительно», напомнил, что их на сегодня 19, а к концу года будет до 26, и нет основания считать эти цифры критическими. Другие резиденты появятся — в свое время. Пока же мы можем предъявить нашим потенциальным партнерам по ОЭЗ только голое поле и начальный этап подготовки инфраструктуры. Нет смысла гнаться за количеством резидентов — оно достаточно, важнее, чтобы резиденты выполнили свои обязательства и начали полноценно работать на ОЭЗ.