Совет молодых ученых и специалистов Зеленограда

27.03.2012
Совет молодых ученых и специалистов Зеленограда

В Зеленограде успешно действует Совет молодых ученых и специалистов, который помогает представителям молодого научного сообщества в коммерциализации их разработок, доведении научно-технических идей до реального производства и получения прибыли. Что изменилось в структуре и работе Совета за годы его существования? Какую поддержку Совет готов оказать молодым ученым и специалистам? На эти и другие вопросы ответил его председатель Ярослав Мельников. 

− Расскажи об истории создания Совета молодых ученых и специалистов?

− Совет был создан по распоряжению префекта Зеленограда 6 лет назад. В его состав входят ученые и специалисты научных и промышленных организаций округа, возраст которых не превышает 35 лет.

В состав Совета я попал 5 лет назад. Заинтересовался его деятельностью еще студентом МГАДА, где в настоящий момент я являюсь аспирантом. В студенческие годы меня интересовали различные инвестиционные и инновационные проекты, но конкретных планов по их реализации не было, т.к. не было практического опыта в этих вопросах. Но благодаря содействию Совета мне удалось реализовать несколько проектов, что послужило стимулом для дальнейшего развития в данном направлении.

Со временем в Совете сформировалось ядро молодых и целеустремленных инициаторов, которые стали активно взаимодействовать с предприятиями, специалистами, префектурой. При поддержке органов власти многого удалось достичь, особенно в общественной сфере.

− В студенческие годы ты реализовывал при поддержке Совета проекты. О чем они были?

− Проекты были скорее экономического характера, например, совершенствование систем внедрения инноваций Меня волновала и такая проблема: в России множество технических специалистов используют еще советскую методику. И хотя она достаточно эффективна, и тот же развитый запад где-то в чем-то ее скопировал, но времена меняются, поэтому нужно постоянно совершенствоваться. Но нет необходимости заимствовать все за границей, нужно развиваться с учетом мирового опыта.

− Совет существует 6 лет. Какие главные достижения уже можно отметить?

− Одна из целей Совета – содействие коммерциализации научных проектов, обеспечение условий для их реализации. Его участниками создано пять молодежных инновационных предприятий: ООО «РПСЛ», ООО «Интеллика-С», ООО «Совтест Микро», ООО «Фотометрикс», ООО «Нанофин» (моя собственная компания).

Руководители этих предприятий по сей день являются активными участниками Совета, и уже в полной мере могу выступать в качестве экспертов и наставников для новых его членов.

− Какую помощь сегодня молодым ученым и специалистам оказывает Совет?

− В ближайшем будущем планируется положительная реструктуризация Совета. Дело в том, что многие его участники сейчас либо ушли в бизнес, либо работают на руководящих должностях в крупных компаниях. Можно сказать, что Совет уже одно поколение молодых новаторов воспитал, и пришло время готовить смену. Многие его члены располагают практическим опытом, которым можно поделиться с широкой аудиторией научно-ориентированной молодежи. Поэтому было принято решение разделить структуру Совета на два отдела: группу участников и группу экспертов, т.о. мы создали систему наставничества. Эксперты-наставники будут помогать молодым участникам в реализации их проектов и инициатив.

Совет является общественным объединением и оказывает в основном консультационную помощь молодым специалистам: содействие продвижению идей и разработок, помощь в поиске инвестиций, представительские функции, а также организует и обеспечивает участие молодежи в различных конкурсах научных работ, конференциях и семинарах. Участники Совета представляют мнение научной молодежи на уровне государственных структур и коммерческих предприятий.

− Правильно ли я понял – Совет обновляет состав?

− Сейчас идет процесс привлечения новых участников – работающих специалистов, аспирантов, студентов.

− Желающих много?

− Достаточно много, но информированность молодого научного сообщества о деятельности Совета находится на низком уровне. Для того чтобы стать его участником желательно, но совсем необязательно иметь ученую степень, всевозможные регалии и крупные достижения – важно быть инициативным и заинтересованным в развитии человеком, чтобы стать хорошим специалистом в своем деле (в работе, бизнесе, науке), научиться продвигать и реализовывать идеи и проекты, в которых он заинтересован, создавать команду. Мы не предъявляем каких-то требований к специализации молодого человека. В процессе взаимодействия у каждого нового участника Совета выявляются определенные ценные качества. Ведь успех достигается лишь тогда, когда в команде консолидированы разные силы – представители технических специальностей, экономисты, юристы.

Есть ли различия между проектами сегодняшних молодых специалистов и специалистов времени твоего студенчества?

− Когда я вступил в Совет, большинство проектов носили преимущественно теоретический характер. Опыт был невелик, поэтому требовалось проводить своего рода эксперименты. Тогда наше представление о том, как продуктивно работать, как реализовывать проекты было немного другим.

Теоретическая база была на высоком уровне, но практических навыков недоставало. За 6 лет активной работы мы накопили ценный опыт, и сегодня Совет и его участники стали разрабатывать еще более крупные и серьезные проекты, причем проводить их не только как общественная организация, но и помогать в реализации отдельных общественных, научных и бизнес проектов его участников и других заинтересованных молодых специалистов.

Степень реализуемости отдельного проекта зависит от его сложности, необходимых ресурсов и, прежде всего, заинтересованности разработчика проекта. Воплотить идею в жизнь без активного участия самого разработчика – это неоправданно сложная задача. Совет может всесторонне помочь разработчику «дать старт» проекту, но не станет выполнять проект за него. Здесь уместна старинная японская пословица: «Если хочешь помочь голодному, дай ему удочку, а не рыбу». Своеобразную удочку мы и даем молодым участникам Совета.

− Как появилась компания ООО «Нанофин», генеральным директором который ты являешься?

− Я нашел группу высококвалифицированных специалистов с собственными разработками и предложил их коммерциализовать, используя государственные программы поддержки. Совместно мы написали проект, представили его в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд поддержал нашу инициативу, и на полученные финансовые средства нам удалось провести необходимые НИОКР.

− С какими проблемами сталкиваются молодые инноваторы при реализации своих проектов?

− Барьеры при реализации инновационных проектов те же, на какие наталкивается весь малый бизнес. Согласно статистике после первого года продолжает свою деятельность всего 30% компаний – остальные банкротятся.

Первая проблема, с которой сталкивается инновационный малый бизнес – ограниченность финансирования. Большое содействие оказывает государство в виде грантов, но далеко не все проекты могут претендовать на государственную поддержку.

Работа в сфере инновационного предпринимательства сильно отличается, например, от сферы розничной торговли. Научно-технические идеи трудоемки, отдельные проекты требуют миллионных вложений. Поэтому без поддержки государственных структур, венчурных инвесторов такие проекты реализовать затруднительно.

Вторая проблема – для малых предприятий инновационной сферы действуют те же налоги что и для других отраслей (в большинстве случаев), значительных послаблений нет. В европейских странах, заинтересованных в развитии инноваций, налоговое бремя на предприятия, которые занимаются разработкой нововведений, снижено. Вкладывать средства в новые научные разработки выгоднее, а заниматься инновационной деятельностью – интересней.

В России не так. Исключения составляют локальные особые экономические зоны. Молодым компаниям попасть в ОЭЗ крайне сложно – высоки требования для резидентов. Снижение уровня налогов для инновационных компаний изменит ситуацию – их экономическая эффективность возрастет, появится конкурентоспособность на мировом рынке. Следовательно, налоговые поступления в бюджет увеличатся, и это мера себя оправдает.

− Заинтересованы ли коммерческие структуры в поддержке проектов молодых инноваторов?

− Несомненно, интерес они проявляют. Но реальная поддержка пока уступает простой заинтересованности. Львиную долю содействия оказывают государственные структуры, тот же Фонд содействия.

Коммерческие предприятия привлекаются в проект, когда первая стадия его реализации пройдена, налажено мелкосерийное производство и создан устойчивый круг потребителей. Вкладываться в проект на начальной стадии – крупный риск для предприятий.

Если рассматривать вопрос взаимодействия с венчурными инвесторами, то сегодня они вкладывают главным образом в информационные технологии и интернет-ресурсы. К сожалению, лишь редкие представители «венчуров» интересуются сложными научно-промышленными проектами (например, в сфере новых материалов и компонентов микроэлектроники), но в большинстве случаев условия сделок с ними являются крайне невыгодными для разработчиков.

− По твоему мнению, на каком уровне развития находится научная сфера сегодня Зеленограда?

− За последние 10 лет в округе многое изменилось: появились особая экономическая зона «Зеленоград», зеленоградский инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, стали проходить полезные научно-практические конференции и выставки. Благоприятных тенденций немало.

Главное, существует системная организация работы и поступательность движения. При сохранении данной положительной динамики через несколько лет по некоторым направлениям развития промышленности Зеленоград сможет догнать ведущих западных конкурентов.

Предыдущие поколения накопили огромный научный потенциал, который необходимо использовать и совершенствовать. Есть мнение, что в старых научных архивах сокрыто около 80% возможных инноваций. Поэтому прежде чем приступать к созданию чего-то нового, есть смысл внимательно изучить и освоить старое.