Родители должны решать сами, будут ли они поощрять детские сады родительскими выплатами

28.02.2013
Родители должны решать сами, будут ли они поощрять детские сады родительскими выплатами

Мы продолжаем публикацию вопросов и ответов, которые прозвучали во время встречи префекта Зеленограда Анатолия Смирнова и руководителя столичного Департамента образования Исаака Калины с жителями. Также на вопросы зеленоградцев отвечал и.о. начальника окружного управления образования Михаил Юрасов.

Разъясните ситуацию с порядком установления родительской платы в детских образовательных учреждениях (по этому поводу в президиум поступило несколько разноплановых вопросов, на которые Исаак Калина, Анатолий Смирнов и Михаил Юрасов ответили подробно один разприм.).

Михаил Юрасов. Деньги родительской платы идут на развитие детского образовательного учреждения. Хочу сказать, что первоначально речь о повышении родительской платы в детских образовательных учреждениях не ставилась. Нормативные документы Правительства Москвы, Департамента образования и окружного управления образования говорят об изменении порядка установления родительской платы с 1 января 2013 года. Лишь после согласования с управляющими Советами детских образовательных учреждений управление образования выпустило приказ об установлении родительской платы на текущий год. Мы решили сделать это не с 1 января, чтобы донести до родительской общественности эти изменения, а с 1 февраля.

Исаак Калина. Михаил Юрьевич, позвольте я добавлю несколько важных моментов. Система устроена так, что все родительские деньги остаются в детском образовательном учреждении, пополняют его доход. Но это приводит к большим дополнительным расходам городского бюджета, так как город должен компенсировать родителям часть выплаченной ими суммы. За одного ребенка компенсирующая сумма составляет 20% от внесенной. Самым верным решением для московской казны было бы просто обнулить родительские выплаты. Тогда не было бы необходимости выплачивать компенсацию.

Поэтому Правительство Москвы приняло решение, что никто не должен обязывать родителей выплачивать дополнительные деньги. Это решение дает возможность родительской общественности в лице управляющих Советов вместе с коллективом детского сада принимать решение, будут ли родители платить родительские выплаты или нет.

И если будут, то сколько? Сегодня действует ограничение на максимальный процент родительской платы, который зависит от расходов по присмотру за ребенком. Сегодня этот показатель – 20%. С 1 сентября 2013 года это ограничение будет отменено, но только не в Москве. Сергей Собянин решил сохранить это ограничение и на будущий учебный год. И даже если управляющие Советы детских садов договорятся с коллективом о том, что они будут выплачивать 30% от расходов по присмотру за ребенком, эта инициатива утверждена не будет.

Не совсем могу согласиться с мнением, что родительские выплаты идут на развитие самого учреждения. Сегодня благодаря новой системе финансирования образовательные учреждения получают достаточно денег на собственное развитие. Родительские выплаты могут быть потрачены на стимулирующие премии для коллектива, например. И родители должны сами принимать решение, будут ли поощрять работу педагогов или вовсе отказаться от выплат.

Перешли ли с нового года учреждений дополнительного образования Москвы на нормативно-подушевое финансирование?

Исаак Калина. Нет, не перешли. Дополнительное образование Москвы мы финансируем в том же объеме, что и прежде при условии, что не произошло сокращение работы этих учреждений. Почему этого не произошло? Если в учреждениях не существует строгого учета контингента, то и переход на нормативно-подушевое финансирование я считаю бессмысленным и провокационным.

Недавно мы столкнулись с тем, что в одной из школ Восточного округа при тщательной проверке обнаружились «мертвые души». К ней были приписаны несколько десятков учеников, которых в школе не было. И это работало ни один год. Раньше к школе приписывали учеников, например, 5 сентября, благодаря чему получалось разделить их на два класса. Они получали смету на выделение денег, а потом отчисляли этих учеников. Но когда школы перешли на нормативно-подушевое финансирование и стали считать не классы, а количество школьников, отчислять учеников стало не выгодно. И в конце года эти махинации вскрылись.

Теперь каждый московский ученик находится в электронном реестре, и мы можем вести его строгий учет. Аналогичная ситуация обнаружилась и в одном из учреждений допобразования. Только приписаны там были несколько тысяч воспитанников. В этой связи считаю, что переход на нормативно-подушевое финансирование без крепкой базы электронного реестра учеников будет минусом.

К 1 сентября мы постараемся это сделать. Ведь благодаря реестру можно не только вести учет школьникам, но и наблюдать за тем, кто действительно посещает кружки и секции дополнительного образования. Наша задача сделать так, чтобы как можно больше детей занимались в секциях. Над этой проблемой наш Департамент работает с Департаментом информационных технологий.

Исаак Иосифович, хотелось получить из первых уст ответ на вопрос, действительно ли теперь детей с задержкой психического и физического развития будут обучать в одних учебных заведениях с учениками без подобных диагнозов? Положительно ли скажется обучение такого ребенка среди здоровых сверстников?

Исаак Калина. Я не являюсь сторонником дискуссий. Самый лучший результат, который может возникнуть из этой дискуссии – каждый останется при своем мнении. Вопрос мне понравился с иной стороны – будут ли обучать?

Конечно, будут. Ведь в мире давно занимаются инклюзивным образованием. Напомню, что все классы для детей с задержкой развития первоначально создалась в общеобразовательных учреждениях, где разные дети общались между собой.

Больше всего расстраивает тот факт, что ребенка забирают в коррекционную школу, а назад не возвращают. Хотя задача коррекции заключается в том, чтобы  подготовить ребенка для общения со сверстниками на одном уровне.

Совершенно не обязательно, чтобы эти обучались вместе, в одном классе. Может будет создан «особый» класс в структуре школы. А ребята будут общаться между собой на переменах и совместных мероприятиях. Не надо создавать закрытых резерваций, где дети будут общаться только в своем кругу. Все крайности плохи, и мы постараемся их избежать.