Дочь войны Любовь Якимова

27.02.2015
Дочь войны Любовь Якимова

В школе №609 – событие: приезд комиссии из Москвы.

Школьный музей «Веков связующая нить» стал победителем конкурса среди зеленоградских школьных музеев и выдвинут на московский конкурс. Ради этого и пожаловали из Москвы высокие гости. Одной из первых в музей пришла Любовь Тимофеевна Якимова – посмотреть, все ли готово к приему, все ли в порядке…

Нет, Любовь Тимофеевна – не руководитель музея: эту обязанность выполняет преподаватель истории Татьяна Беликова. Но сама школа для Любови Тимофеевны – родной дом: здесь она работала полвека, с первых дней. И каждое событие здесь для нее небезразлично.

Почетный ветеран, отличник народного просвещения, ветеран труда, председатель Совета ветеранов первичной ветеранской организации, член президиума окружного Совета ветеранов, почетный житель Зеленограда!

Громкие звания, которые по сути – лишь скромная оценка нелегкого пути, что выпал на долю этой удивительной женщины.

…Нередко после войны, встречаясь с фронтовиками, Любовь Тимофеевна интересовалась: вы там не голодали? Нет, – отвечали бойцы, – всего хватало… А вот тыл – голодал. Все для фронта, все для победы!

Было тем труднее, что семья Любы не имела льгот, как семья фронтовика: отец воевал еще в Первую мировую, был отравлен газами, на фронт не взят по состоянию здоровья. А налоги были высокие! Старший брат Любы ушел на фронт еще в 41-м (он вернулся 9 мая 1945-го из госпиталя, без ноги, весь побитый. Но рук не опустил, помог сестре получить образование). Отец умер в 1943 году, не дожив до 50, и тогда ста ло совсем тяжко. Но десятилетняя Люба летом, как и все сельские школьники, работавшая в колхозе на выращивании и уборке урожая, даже помыслить не могла, чтобы взять себе хоть картофелину, хоть колосок хлеба.

А зимой – учеба и снова работа на фронт: вязали солдатские варежки с двумя пальцами. Это было поколение, лишенное детства. И Любовь Тимофеевна не зря вспоминает слова нашего прославленного полководца, маршала Жукова: если б не было тыла – не было б Победы. Эти слова в полной мере относятся к ней.

Затем – педучилище, первый опыт преподавания в родной Кировской области, а в начале 60-х – переезд в Зеленоград (муж, инженер-зоотехник, получил работу во ВНИИПП, некоторое время семья жила в Чашниково, затем получила квартиру в Зеленограде).

И с первых же дней переезда Любовь Тимофеевна связала свою судьбу со школой №609 – с 1965 г. преподавала математику. Уже здесь, в Москве, окончила пединститут.

Через ее руки прошло более 7000 учеников, сегодня в школе учатся уже внуки ее первых выпускников!

– Любовь Тимофеевна, а как вы оцените детей нынешнего поколения?

– Хорошие дети, умные. Время такое, что у них все есть, поэтому потребительские настроения в них присутствуют – ничего не поделаешь. Но по сути – замечательные дети. Бывает, старшие ворчат – вот нынче молодежь пошла… Это не про меня.

Еще до выхода на пенсию (кстати, уже будучи на пенсии, Любовь Тимофеевна работала еще 19 лет), она взялась собирать материалы о жителе Зеленограда, чьи дети учились в 609-й школе – Герое Советского Союза летчике Полагушине.

А затем, конечно, неравнодушной, активной, кроме того, известной всему району преподавательнице (еще бы, у нее учились дети многих семей района) сама судьба уготовила работу в ветеранской организации. Кроме многих обязанностей, которые Любовь Тимофеевна выполняет в первичной организации и в окружном Совете, она еще – общественный советник управы, председатель комиссии по распределению материальной помощи.

– Есть такая категория – «дети войны», люди, родившиеся в период с 23 июня 1927 года до 3 сентября 1945 года. Пока эта формулировка официально, на федеральном уровне, не признана, льгот, приравненных к ветеранам войны и труда, они не имеют. Тем не менее мы и эту категорию наших ветеранов без внимания не оставляем. В прошлом году «дети войны» (61 человек) получили через наше ЦСО материальную помощь – бытовую технику.

А в родной школе Любовь Тимофеевна – всегда узнаваемый и желанный гость.

– У нас во время войны в зимнее время и кроме варежек были дела для фронта. Мы писали фронтовикам письма. Недавно был тематический урок, посвященный 70-летию Победы – «Письмо солдату». Я рассказала ученикам, что мы писали на фронт незнакомым бойцам, показала, как правильно складывать фронтовые «треугольники»… И нужно прочитать, что ребята написали в своих письмах, сколько искренних и теплых слов они подобрали сами!

И уже много лет Любовь Тимофеевна старается восстановить все, что известно, о Николае Полагушине, чьих детей ей довелось учить. В школьном музее имеется стенд, посвященный летчику. При участии Любови Тимофеевны на корп. 306, где жил Полагушин, установлена мемориальная доска, там часто проходят митинги, возложения цветов. Причем поначалу доску установили почему-то… на торце дома, где она была не видна.

– На открытии этого мемориала, к самому завершению мероприятия, – вспоминает Любовь Тимофеевна, – вдруг, смотрим, спешит женщина с цветами. Оказалось – внучка летчика. Подошла – и плачет: а где доска-то? А она – сбоку…

Сколько раз обращалась Любовь Тимофеевна и в те инстанции, и в эти – перевесьте к подъезду! «Нет, – отвечают, а вдруг сломается».

Неожиданно помог директор зелеоградского «Ритуала» К.Борисов.

Был на приеме, сообщил, что его фирма готова ухаживать за могилами фронтовиков, оставшимися без присмотра. И памятники подновить, если что…

– О! А вот не можете ли помочь?..

– Ничего сложного!

– А если сломается?

– Так новую сделаем!

И через два дня доска висела уже там, где нужно.

Намного сложнее дело обстоит с другой темой – присвоением школе №609 имени Героя Советского Союза Полагушина. Во всех инстанциях – ответы положительные, никто не возражает, все необходимые документы собраны…

Да вот беда: пока собирали документы (а это заняло больше года) управление образования успели преобразовать в департамент, и куда теперь обращаться – неизвестно… Второй год вопрос не может сдвинуться с места.

…Приезд в музей на встречу комиссии из Москвы – крошечный эпизод в полной событий хлопотной жизни, которую ведет Любовь Тимофеевна. Но уж такой она человек – мелочей для нее нет.