В Зеленограде зрители сами решали, какой спектакль ставить в «Ведогонь-театре»

24.05.2013
В Зеленограде зрители сами решали, какой спектакль ставить в «Ведогонь-театре»

Координатор международных театральных проектов Максим Рейно, тесно сотрудничающий с театрами Словении и Национальным театральным фестивалем Словении (National Festival of Slovenian Contemporary Drama), предложил проект, показавшийся художественному руководителю «Ведогонь-театра» Павлу Курочкину интересным. Максим Рейно – зеленоградец, поэтому предложение провести именно в «Ведогонь-театре» творческую лабораторию по пьесам современных драматургов Словении стало столь закономерным.

Театру был предложен целый список пьес, из которых надо было выбрать две, чтобы по ним поставить не спектакль, а только эскизы, сцены минут на сорок. Такие творческие лаборатории в настоящее время проводятся на многих театральных фестивалях, да и театры, российские и зарубежные, также довольно часто проводят лаборатории, на которых актеры разыгрывают сцены, а то и просто проводят читки новых современных пьес, на которые приглашаются зрители. «Ведогонь-театр» впервые обратился к такой форме работы. Творческий эксперимент назвали ««Ищем пьесу, или Как вам это понравится».

Над пьесой Винко Модерндорфера «Чудный день, чтоб сдохнуть» работал режиссер Андрей Горбунов, Максим Мышанский выбрал пьесу Симоны Сименич «Пять мальчиков». Художественное руководство проектом осуществлял Павел Курочкин.

Театральная лаборатория была показана при переполненном зрительном зале 17 мая. По завершении публика была приглашена к разговору. Остались все, обсуждение было заинтересованным и бурным. В нем приняли участие и гости: атташе по культуре посольства Словении в России Андрея Кузман, переводчик посольства Словении и автор пьесы «Чудный день…» Жанна Перковская, театральный критик Валерий Бегунов и координатор проекта Максим Рейно. Вел обсуждение художественный руководитель «Ведогонь-театра» Павел Курочкин.

Первый спектакль оказался жестким, с неожиданной концовкой в стиле Жене. Он касался странных (палач-жертва) отношений между матерью (актриса Ольга Львова) и дочерью (актриса Анастасия Хуснутдинова), повторившей «родовой сценарий». Мнения зрителей разделились от «Это - наша жизнь как она есть!» до утверждения, что «Западные модели поведения массово еще до нас не дошли. Наше общество более здорово духовно, особенно в глубинке».

- Просто у нас не было периода культуры хиппи, к которым относилась в молодости мать, поэтому нашему зрителю не вполне понятно такое бунтарское поведение, - выразил свое мнение известный театральный критик В.Бегунов.

Режиссер Андрей Горбунов охотно пояснил, что он хотел донести до зрителя, что сколько бы человек ни наделал ошибок, никогда не поздно раскаяться и изменить свою жизнь. Его довольно тяжелый спектакль заканчивается светло. И зритель верит: все у этих женщин будет хорошо, потому что из состояния гнева и апатии мать приходит к внутренней гармонии, любви. А поделиться мы можем со своими близкими только тем, что есть у нас в душе: брань это или любовь. Соберет спектакль кассу? Это никогда не известно, но он стоит того, чтобы быть поставленным, ведь мы узкими вратами будем идти к свету. Для того и нужны государственные театры, чтобы в них происходила работа нашей души, в этом их ценность и отличие от массовой культуры. А на канканы и подобное в каждом первом клубе можно насмотреться.

Героями второго спектакля стали пять мальчишек, которых играют взрослые молодые актеры: Алексей Ермаков, Вячеслав Семеин, Илья Роговин, Федор Липатов и Сергей Зайцев. Беззаботное детство, кувыркалки-догонялки. Правда, играют они не в Чапая, не в Штирлица, а в Железного человека и Супермена. К слову, артисты исполнили достаточно сложные и опасные трюки. Даже удивительно, как за столь короткий срок режиссер добился такой четкости и комичности мизансцен, которые сопровождались хохотом зала. (Этот хохот потом стал причиной дискуссии между актерами и зрителями.)

Но вот ребята начинают играть в папу-маму, и понимаешь, что не все просто в их семьях. Пьяный папа, которого в этой игре изображал А.Ермаков, пришел с работы с таким лицом, что даже страшно стало, а блеснувшие слезы мамы (Вячеслав Семеин) и страх в глазах сына (Сергей Зацев) вызывают ответные слезы зрителей. «Любви, хотя бы немного любви», - умоляет мама. Да, понимаем и тоже очень хотим любви.

Игра, обернувшаяся драмой, прерывается. Начинается новая – знакомая по детству, привычная нам по дворам войнушка. Но сразу понимаешь, что словенская «войнушка» - совсем другое. Война - это не что-то далекое для них, это их жизнь, их трагедия. Детские лица взрослеют. И словно ждут удара, Повторения удара. И кажется, вот сейчас привязанные к «самолету» бомбы-рюкзаки упадут – и вся сцена взлетит на воздух и погрузится во тьму. Это и будет концом спектакля. Но он продолжается, потому что людям нужны мир и любовь. Даже совсем маленьким.

Зрителям трудно было выбрать одну пьесу, которую они бы рекомендовали театру поставить. Может, ту и другую? Будет решать театр.