По инициативе МГАДА российские и зарубежные ученые обсудили проблемы социального капитала

30.04.2013
По инициативе МГАДА российские и зарубежные ученые обсудили проблемы социального капитала

 В Московской государственной академии делового администрирования состоялась международная конференция «Развитие социального капитала и гуманизация образования как условие повышения качества жизни». Конференция приурочена к двум значимым юбилейным датам: 55-летию города Зеленограда – центра микроэлектроники России и 20-летию Московской государственной академии делового администрирования

Международная конференция состоялась при поддержке:

  • Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
  • Департамента образования города Москвы
  • Комиссии по вопросам депутатской этики Государственной Думы Российской Федерации
  • Российского философского общества

    В работе конференции приняли участие ведущие ученые в области философии, социологии, экономики из России, США, Германии, Великобритании, Турции, Китая, Индии, Сингапура, Азербайджана, и других стран.  

   

            Участники Международной                                                        Ректор МГАДА, доктор философских наук,  

    научно-практической конференции                                                            профессор, академик РАЕН,

                                                                                                                                действительный член

                                                                                                                        Международной академии наук

                                                                                                                                      Т.И. Костина

Партнерами международной конференции стали:

  • Российская академия наук
  • Российская академия образования
  • Российская академия естественных наук
  • Институт философии РАН
  • Международная федерация философских обществ
  • Финансовый университет при Правительстве РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
  • Purdue University (США)
  • Университет Циньхуа (Пекин)
  • University of Singapore
  • Научно-методический центр по культуроведению Министерства культуры и туризма республики Азербайджан
  • Бостонский институт эстетической стоматологии, Клиника Dental Spa и другие российские и зарубежные вузы и организации

Московская государственная академия делового администрирования стала главным организатором международной конференции не случайно. В академии на протяжении двадцати лет функционирует научная школа в области гуманизации образования, на базе академии создан Евразийский центр устойчивого развития, проведено пять международных симпозиумов, посвященных проблемам реформирования образования в интересах устойчивого развития.

Доктор философии, профессор, экс-ректор HarranUniversity (Турция) Зухал Кара

В прошлом году академией была проведена Всероссийская конференция, основной целью которой было выявление социально-экономических предпосылок и условий формирования социального капитала, содействующего инновационному развитию экономики России. Тогда в работе конференции приняли участие ведущие отечественные ученые, а также ученые из Великобритании, Бельгии, Италии, Германии, представители ЮНЕСКО, центральных и региональных органов управления образованием, других государственных и общественных организаций. Конференция получила положительную оценку, внесла большой вклад в научную и научно-педагогическую деятельность.

Главным вопросами научной дискуссии в этом году стали проблемы развития социального капитала и гуманизации образования, их влияние на качество жизни, как системных факторов соответствия социально-экономического развития гуманистическим ценностям.

На конференции обсуждались три круга проблем. Во-первых, была раскрыта сущность социального капитала как показателя нравственного климата общества, обозначены проблемы и перспективы разработки индикаторов состояния социального капитала, предложены пути, посредством которых можно усиливать вклад социального капитала в развитие общества.

Во-вторых, были проанализированы подходы к гуманизации образования в условиях воздействия глобализации, появления этических коллизий развития науки, техники и высоких технологий, связанных с возможностями трансформации природы человека, предложены пути формирования новой образовательной парадигмы для создания должного нравственного, интеллектуального климата в обществе, отвечающего интересам устойчивого развития.

В-третьих, выявлены предпосылки повышения качества жизни, основанные на социальном взаимодействии людей, поддержании высоких моральных ценностей, толерантности и культурного многообразия в обществе.

  

Доклад доктора философских наук, профессора,                         Выступление доктора философских наук,

академика РАН, директора Института философии РАН,                   директора Департамента философии

                                 Гусейнова А.А.                                                             Университета Циньхуа (Китай),

                                                                                                                           профессора Лу Фенга

 

Конференция проходила в течение двух дней. Первый день был организован на базе парка-отеля «Морозовка». В рамках дискуссионных площадок выступало много российских и зарубежных ученых, в частности:

  • Президент Международной федерации философских обществ, профессор Уильям МакБрайд (США)
  • Почетный президент Международной федерации философских обществ, директор Центра по правам человека, профессор Иоанна Кучуради (Турция)
  • Президент Российского философского общества, академик РАН В.С. Степин
  • Директор института философии РАН, академик РАН А. Гусейнов
  • Директор департамента философии Университета Циньхуа (Китай) профессор Лу Фенг
  • руководитель Департамента персонального развития и карьеры Городской школы Монтессори, профессор Шишир Шривастава (Индия)
  • и многие другие.

На открытии конференции присутствовал Александр Николаевич Дегтярев – депутат Государственной Думы РФ, председатель Комиссии по вопросам депутатской этики. Он стал участником первого дискуссионного стола «Природа и сущность социального капитала», в который вошли также:

  • ректор МГАДА, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, действительный член Международной академии наук Т.И. Костина
  • заведующий кафедрой философии МГАДА, эксперт ЮНЕСКО Н.М. Мамедов
  • профессор Зухал Кара (Турция)
  • профессор Университета Пурдье, президент Международной федерации философских обществ Уильям МакБрайд (США)
  • президент Российского философского общества, академик В. Степин
  • директор Института философии РАН, академик РАН А. Гусейнов
  • доктор философских наук, профессор академик РАЕН В. Федотова
  • доктор экономических наук, профессор ГБОУ ВПО МГАДА и РАНХиГС В. Корниенко.

Второй дискуссионный стол был посвящен теме «Гуманизация образования: проблемы и перспективы». Были представлены доклады ученых российских и зарубежный университетов: п

  • почетного президента Международной федерации философских обществ, директора Центра по правам человека, профессора Иоанны Кучуради (Турция)
  • вице-президента Российского философского общества,  заведующего кафедрой философии Финансового университета при правительстве РФ, доктора философских наук, профессора А. Чумакова
  • доктора философских наук, профессора, проректора РУДН Н.С. Кирабаева
  • профессора Оксфордского университета и Сингапурского университета Йохена Прантла, члена-корреспондента РАН, главного редактора журнала «Человек», профессора МГУ им. Ломоносова, эксперта ООН по проблемам человеческого капитала Б. Юдина
  • директора Департамента философии Университета Циньхуа
  • директора Департамента философии Университета Циньхуа, профессора Лу Фэнга (Китай)
  • профессора Лу Фэнга (Китай)
  • члена-корреспондента РАО, заведующего Центром экологического образования РАО А. Захлебного.

  

 На третьем дискуссионном столе «Качество жизни как индикатор устойчивого развития» выступали:

  • доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой РАНХиГС Е. Литвинцева
  • доктор философских наук, профессор, директор Научно-методического Центра по культуроведению Министерства культуры и туризма Республики Азербайджан В. Исмаилов
  • руководитель департамента персонального развития и карьеры  Городской школы Монтессори Шишир Шривастава (Индия)
  • доктор философских наук, профессор кафедры философии НА ЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия» И. Задорожнюк
  • доктор философских наук, профессор кафедры философии, педагогики и общественно-правовых дисциплин, ГБОУ ВПО МГАДА, академик РАЕН Э. Гирусов
  • доктор медицинских наук, профессор, главный государственный санитарный врач по Зеленоградскому административному округу Л. Денисов
  • первый проректор ГБОУ ВПО МГАДА, эксперт Еврокомиссии в области высшего образования, профессор И. Костин.

 – Проблематика социального капитала достаточно нова и не освоена. В рамках этой конференции закладываются основы для проведения совместных международных исследований. Координации исследований, выработке и внедрению практических предложений может способствовать создание Международного центра по исследованию проблем развития социального капитала, которые важны для любой страны, любого города. Для Москвы вопросы нравственного и культурного состояния общества, социального взаимодействия, развития образовательных систем, повышения качества жизни приобретают особую актуальность в свете создания Мирового финансового центра, – отмечает первый проректор МГАДА Иван Костин.

 

Если обратиться непосредственно к социальному капиталу, то можно отметить, что само его определение вызвало немало дискуссий среди участников конференции. В общем можно сказать, что социальный капитал – важный фактор развития нового гуманизма. Идеалы гуманизма озвучены с новой силой ЮНЕСКО. В современных условиях гуманизм приобретает особый смысл, ориентируя общество к гармоничному развитию. В этом отношении социальный капитал и гуманизм можно рассматривать как взаимодополняющие категории.

– Социальный капитал включает отношения, ценности, нормы и институты для формирования социального поведения, выраженного в личных отношениях, доверии, гражданской ответственности. Социальный капитал может облегчать координацию и сотрудничество для взаимной выгоды членов общества, а может и затруднять их. Это во многом зависит от уровня духовно-нравственного развития членов общества, от сложившихся ценностей и норм, – прокомментировала проректор по научной работе Московской государственной академии делового администрирования, профессор И. Абанина.

Сегодня социальный капитал рассматривается также и в контексте его вклада в устойчивое развитие. Традиционно понятие «устойчивое развитие» включало естественный, произведенный и человеческий капитал как богатство народов, на котором базируется экономическое развитие и рост. Теперь признано, что эти три типа капитала только частично определяют процесс экономического роста. Недостающее звено – социальный капитал.

Понимание качества жизни также во многом связывается с уровнем развития социального капитала в стране. Социальный капитал определяет условия для доступа индивида к социальным ресурсам, влияет на социальные отношения, а, следовательно, и на качество жизни. Социальный капитал является базовым нематериальным ресурсом модернизации экономики России. Благодаря социальному капиталу в обществе осуществляется социальный контроль, социальная поддержка и социальные привилегии. Социальный капитал, будучи потенциалом взаимного доверия и взаимопомощи, является ресурсом, на который опирается общество.

 

 

Директор Института философии Российской Академии наук А.А. Гусейнов:

– В основе социального капитала, формирующегося в условиях модернизации экономики, должны лежать нравственность и этика, которые сегодня определяются на уровне здравого смысла. Требуется разработка более четких критериев для оценки социального капитала с этих позиций. Раньше инновации соотносились с традициями и равномерно вживались в них. Теперь же сама инновация стала традицией. Это отражается и на нравственности. Появились новые формы взаимоотношений между людьми, изменился сам механизм приобщения к нравственности. Эти факторы необходимо учитывать при реформировании образования.

 

 

Депутат государственной Думы России А.Н. Дегтярев:

– Образование меняется вслед за обществом. Образование – не просто часть конституционных прав и свобод россиян. Это неотъемлемая часть жизни всей страны. На образовательную среду воздействуют три основных фактора – государство, общество и личность. Они составляют функциональную среду образовательной системы.

На процесс изменения образования влияют некоторые драйверы, среди которых инновации, инвестиции, институты и идеи. Так называемые четыре «И». Образование, как и страна в целом, принимает на себя как внешние глобальные вызовы (Болонский процесс в образовании, демографическая ситуация, вступление России в ВТО), так и внутренние вызовы (конкуренция за ресурсы, необеспеченность кадрами, провалы в подготовке кадров, идеи, не подкрепленные действиями).

Поэтому возникла необходимость разработки и принятия нового федерального закона «Об образовании». Старый закон 1992 года морально устарел и не способен отвечать требованиям времени и запросам общества. Он был разработан совсем в иных экономических и социальных условиях. За последние двадцать лет парадигма развития образования в России сильно изменилась, требуется ее уточнение и новый федеральный закон «Об образовании» должен ответить этим вызовам.

 

 Президент Российского философского общества, академик РАН В.С. Степин

– Гуманитарные науки важны для формирования духовно-нравственных ориентиров гражданского общества. Сокращение времени, отводимого на изучение гуманитарных дисциплин, может негативно сказаться и на естественнонаучных дисциплинах, и на нравственном состоянии общества в целом. Все науки, которые занимаются изучением человека и социальных отношений, всегда сталкиваются с проблемой нравственности и этичности. Без должной экспертной оценки нравственной стороны, задуманные социальные проекты никогда не будут успешными.

 

 


 Доктор философских наук, профессор, проректор РУДН Н.С. Кирабаев:

 

– Глобализация в сфере образования приводит к формированию трендов, которые будут определять будущее развитие национальных образовательных систем:

 

Первый тренд – массовое обновление людей, работающих в высшем образовании. Каждый университет, который будет претендовать на вхождение в международные рейтинги, встанет перед необходимостью нанимать на международном академическом рынке сотни профессоров, исследователей и администраторов.

Второй тренд – изменение технологий обучения в соответствии с современными техническими и социогуманитарными достижениями. Претерпит существенные изменения лекционно-семинарская модель обучения, будут активно использоваться онлайн-курсы, активные методы обучения.

Третий тренд – обновление университетской инфраструктуры. Сформируется система центров профессионального развития, основанная на частно-государственном партнерстве и новых технологиях обучения и нацеленная на формирование актуальных, востребованных рынком труда компетенций взрослого населения.

Четвертый тренд – гуманизация образования как необходимое условие повышения качества жизни.

 

 Почетный президент Международной федерации философских обществ, директор Центра по правам человека, профессор Иоанна Кучуради:

 – С одной стороны, проблема соблюдения прав человека и их защита по-прежнему является ключевым вопросом в повестке дня мирового сообщества, с другой стороны, расизм, фундаментализм, насилие, преступность, терроризм и подобные негативные явления продолжают увеличиваться во всем мире. Усилия противостоять им прилагаются, главным образом, без попытки объяснить факторы, лежащие в их основе. Одним из ключевых направлений в решении гуманистических задач является образование. Ни один из подходов к образованию в мире не отвечает этическим потребностям, которые испытывают сегодня люди. Мир нуждается в новой парадигме образования, основанной на гуманизме и этике. Профессор Иоанна Кучуради предложила новые пути и способы достижения целей гуманизма в образовании, основанные на систематическом обучении для развития этического потенциала общества, наряду с интеллектуальным.

В рамках конференции выступило немало зарубежных ученых, доклады которых синхронно переводились и транслировались на русском и английском языках.

 

В заключение конференции ректор Московской государственной академии делового администрирования, профессор Т.И. Костина поблагодарила участников за активную работу и обозначила предложения, которые были приняты единогласно и легли в основу резолюции. Было предложено обратиться в ЮНЕСКО, Госдуму и Комитет по вопросам депутатской этики с просьбой поддержать предложение об утверждении 19 апреля Всемирным «Днем этики», создать Международный центр по исследованию мировых трендов развития социального капитала на базе Московской государственной академии делового администрирования, инициировать разработку и внедрение нормативно-правовой базы для гуманизации образования на национальном уровне, а также обратиться в Департамент образования города Москвы, в Российский гуманитарный научный фонд с просьбой поддержать исследования вопросов развития социального капитала в Москве и в России.

Следующая международная конференция по проблемам развития социального капитала и гуманизации образования запланирована через два года. Сделан еще один шаг навстречу согласованных действий науки и образования.

      Фотографии Анатолия и Эдуарда Евсеевых и пресс-службы МГАДА