Анатолий СМИРНОВ: «Планомерно сохраняем миссию города будущего»
Зеленоград – это тоже Москва, но отнюдь не последний округ Москвы, как почему-то принято считать. Префект Анатолий СМИРНОВ с этим категорически не согласен.
Зеленоград, несомненно, самая «умная» не только из всех территориальных единиц российской столицы, но и Европы, потому что здесь 44 процента трудоспособного населения имеют высшее образование. И это не просто красивая цифра статистики, а базовая компонента жизнедеятельности города, сумевшего сохранить свой основной профиль: здесь выпускается почти 80 процентов интегральных схем, производящихся в России, осуществляются разработки в области нанотехнологий, микромеханики, оптоэлектроники, приборостроения, интеллектуальных систем технического зрения и др.
В этом году у Зеленограда появилась еще одна особенность: снесена последняя «пятиэтажка», но обновились не только жилые дома – реконструкция коснулась всего города: проложены новые инженерные коммуникации, дороги, эстакады. Город прирос новым, комплексно застроенным микрорайоном, появились неповторимые силуэты жилых зданий, выполненных по индивидуальным проектам и предназначенные для жителей бывших «хрущевок». И теперь Зеленоград – не только самый умный, но и самый красивый. Согласитесь, редкое сочетание в природе.
Об этом поистине градостроительном прорыве, потребовавшим наивысшей концентрации и объединения усилий власти и жителей, а от администрации – поиска нелинейных и новаторских решений в достижении новаторских архитектурных замыслов, наш разговор с префектом Зеленограда Анатолием Смирновым.
Уперлись и сделали
- Анатолий Николаевич, концепция компактного города возникла благодаря или вопреки каким-то обстоятельствам, ведь существовал Генеральный план развития Зеленограда? И какой смысл Вы, как один из авторов этого смелого проекта, который в одном из своих интервью назвали градостроительной доктриной Зеленограда, в него вкладываете?
- Многое зависит от подхода к проблеме. У чиновника всегда есть соблазн поступать самым безопасным для себя образом, - то есть неуклонно следовать инструкции. И такая индульгенция у меня имелась в виде Генерального плана, который был хорош во всех отношениях, но имел один существенный изъян: не вполне учитывал социально-экономическую ситуацию в городе, на которую повлияли перемены, произошедшие в стране в конце 90-х годов. И если бы мы пошли по пути механического прирастания жилья, то неминуемо превратились бы в еще один столичный «спальник», причем с усугубляющим компонентом порушенной инфраструктуры.
Например, такие вопросы, как рабочие места для новоселов, обеспечение местами в детских садах, школах, наличие социальных и досуговых объектов, транспортное сообщение с Москвой – все они определенно попали бы в разряд неразрешимых.
- Иными словами, вы осознанно сдерживали жилищное строительство в округе?
- В том числе, но надо понимать, что речь идет об инвестиционных проектах, а Зеленоград, как известно, не банковский анклав и основная часть его жителей не имеет в семейном бюджете средств на покупку жилья.
- Получается, что желающим улучшить свои жилищные условия без поддержки города придется решать эту проблему как-то иначе.
- Коммерческое жилье мы сдерживали, точнее - регулировали, но не запрещали, и вводимые объемы за последнее время не превышают в среднем 30 тыс. кв. метров в год. Ровно столько, как показывают расчеты, сколько необходимо для «потребления» города. Так что интересы людей, способных приобрести жилье по рыночной стоимости, не ущемлены.
Цель новой градостроительной стратегии в том и состоит, чтобы обеспечить стабильное социально-экономическое и территориальное развитие, при котором численность населения, объемы жилищного строительства были бы увязаны с темпами создания новых рабочих мест в инновационно-технологическом комплексе города.
- Судя по результатам, округ уверенно движется к достижению цели, но мне хотелось бы крупным планом взять тему «пятиэтажек», потому что этот проект очень показателен в судьбе Зеленограда.
Город помолодел, преобразился, приобрел единую выразительность и свою особую архитектурную логичность и целесообразность: центровой доминантой стали жилые дома, выполненные по индивидуальным проектам на улице Юности, затем вдоль по Яблоневой выстроились красавцы-дома с современными технологиями в проектировании. На Солнечной аллее выросли жилые кварталы, возведенные по новому стандарту строительства. Апофеозом этой жилищной сказки-были стал 20-й микрорайон, появившийся недавно на месте деревни Каменки. Как такое стало возможным? Может, добрый «старичок-боровичок» в зеленоградских лесах живет и с префектом дружбу водит?
- Я ведь технарь по образованию, и мне еще в институте объяснили, что чудес не бывает. А как сделали? Уперлись. Крепко. Всей командой. И сделали. Важно было не просто мысль сгенерировать. В Зеленограде с идеями всегда был порядок, многим авторам заслуженно Госпремии вручали.
Хорошая идея должна иметь хороший механизм. Мы его нашли, правда, не сразу. Надо было определиться в методике сноса. Ведь как начиналась программа реконструкции? В существующем микрорайоне сносился дом, на его месте строился новый корпус типовой серии, что создавало массу неудобств для жителей соседних домов, и жилые кварталы стали обрастать инженерными «времянками». Строить пошагово на освободившихся площадках непродуктивно – долго и дорого, ведь к каждому объекту надо тянуть коммуникации. Решили двигаться в двух, точнее, в трех направлениях: возводить дома не конкретными объектами, а группами и даже микрорайонами, это значительно облегчало и, естественно, удешевляло прокладку инженерных сетей.
Одновременно перед проектировщиками была поставлена задача, чтобы каждый дом, который в перспективе мог бы появиться в центре города, имел б свое лицо и органично подчеркивал стилистику территории.
- И все за бюджетные деньги? Жители, наверное, еще и подземные гаражи просили…
- Мы и сами это понимали, проблема автотранспорта в Зеленограде такая же актуальная, как и в Москве. Это только на первый взгляд кажется, что типовое жилье дешевле. Согласен, по отработанным технологиям возвести объект несложно. А дальше начинает работать экономика. Все квартиры с равным количеством комнат имеют одинаковую площадь, вот только семейные истории не бывают похожими. И получается, что мы вынуждены предоставлять одинаковое жилье в одном случае на человека, а в другом, с теми же параметрами, на двух членов семьи. Это несправедливо, с одной стороны, и значительно удлиняет время ожидания городского жилья очередниками и жителями сносимых «пятиэтажек».
- Что тоже несправедливо.
- Знаете, если вычисляешь задачу в квадратных метрах, решение проще дается, а когда «калибруешь» ее в человеческих судьбах, то картинка становится объемной и в корне меняет подходы к проблеме. Да и строительная стоимость индивидуальных монолитов оказалась сопоставимой с расходами на типовое жилье.
Нам удалось убедить правительство Москвы в преимуществе монолитно-кирпичных домов по индивидуальным проектам, которые в комфорте ничуть не уступают коммерческим, где, как известно, возможен любой каприз за деньги инвестора.
Не врать. И не бояться
- Многие сомневались?
- Не в этом дело. Здесь как на дороге: не уверен – не обгоняй. Слишком много различных факторов, независимых друг от друга, влияют на работоспособность процесса, и если хотя бы один участок не обеспечивает заданного темпа, сбоит весь механизм. В ходе строительства приходилось решать массу технических вопросов, не прописанных ни в одном строительном регламенте.
- Какие, например?
- Если до этого у нас на строительных объектах работали в основном монтажники сборного жилья, то сейчас потребовались арматурщики, монолитчики, монтажники опалубки, каменщики, не разнорабочие, а профессионалы. Но мы справились, а программу сноса пятиэтажек выполнили раньше планируемого срока. На месте 145 «хрущевок» построено 103 новых комфортных дома площадью 964 тыс. кв.м., в двадцатом микрорайоне живут 7,7 тыс. зеленоградцев, а всего по программе реконструкции 17,5 тыс. семей улучшили свои жилищные условия, это четвертая часть населения города.
- Анатолий Николаевич, жилье – очень чувствительная тема для людей, и какими бы благостными не были Ваши взаимоотношения с жителями, конфликты в этой сфере неминуемы. Как удается сохранять баланс интересов города и потребностей жителей?
- Мои встречи с зеленоградцами благостными уж никак не назовешь: и спорим, и доказываем друг другу, и обижаемся на непонимание – все бывает. И тогда возобновляем диалоги, снова обсуждаем, сообща ищем компромиссные решения. Иногда аргументы жителей оказываются весомее моих доводов, и тогда приходится все начинать сначала. Но такой подход дает главное: социальный мир в и доверие к власти.
- Скажите, за те годы, что Вы возглавляете округ, какие правила для Вас лично обязательны?
- Не врать. Жители всегда задают прямые вопросы и рассчитывают получить конкретные, вразумительные ответы. И не бояться. Я не могу работать за страх. Это вовсе не означает, что ты имеешь право втягивать город в рисковые и авантюрнее проекты, особенно когда отвечаешь за все, а влиять на ситуацию в некоторых случаях можешь только своим авторитетом.
- Вы упомянули слово «команда». Назовите, пожалуйста, по степени важности качества, которые цените в подчиненных.
- Интеллект, профессионализм, порядочность, оптимизм. Чиновник должен видеть перспективу, тогда в нем срабатывает азарт достижения цели, которую он пока воспринимает умозрительно, но уже знает, что именно нужно сделать, а на вопрос: как? – ответит команда.
Все мои подчиненные изначально должны быть умнее меня в том направлении работы, которое возглавляют. Это мой принцип. Можно даже попробовать проиллюстрировать несложной формулой: интеллект, помноженный на самоотдачу, а нарастающим итогом должны стать конкретные городские проекты, успешно реализованные в округе.
Спорт как философия образа жизни
- Вы как-то посетовали, что в городе не хватает спортивных сооружений. Между тем у вас 3 бассейна, 2 ледовых дворца, 4 спортивных школы, 3 спортивных комплекса, трасса для мотокросса. 5 новых ФОКов построено в минувшем году. Эксклюзивные соревнования по парашютному спорту в черте города давно стали традиционными, Зеленоградский полумарафон хорошо известен в стране, да и за ее пределами. Трудно не заметить, что Вы сами в хорошей физической форме – футбол, теннис, плавание, лыжи. Что еще нужно для спортивного счастья?
- Городской стадион, еще один Ледовый дворец и 8-9 ФОКов.
Заполняемость спортивных сооружений сейчас очень высокая. В дневное время там работают секции для школьников, подростков, лиц социальной категории на бюджетной основе, вечером занимаются взрослые.
Сегодня жители могут выбирать спортивные секции для себя и своих детей в детско-юношеских спортивных школах, физкультурно-оздоровительных комплексах, учреждениях дополнительного образования или общеобразовательных школах, а также секции, организованные на дворовых спортивных площадках муниципалитетами и Центром физкультуры и спорта. У нас ежегодно проводится более 500 окружных и столько же районных спортивных соревнований, проходят 5 городских комплексных спартакиад, в которых участвуют жители всех возрастных категорий. Начиная с этого года, возрождена традиция проведения Спартакиады среди трудовых коллективов округа. Реализуются мероприятия Года равных возможностей – 11 сентября состоялись V Зеленоградские Паралимпийские игры.
Почему мы так много внимания уделяем развитию физической культуры? Спорт не просто дает хорошую форму и укрепляет здоровье, у подростков он формирует качества, без которых трудно рассчитывать на успех в профессии. И в этом смысле мы пропагандируем спорт как философию образа жизни.
- Зеленоград, несмотря на свою компактность, - очень многогранный город. Здесь и наука, и культура, и образование, и промышленное строительство – и все это органично встроено в функциональную модель жизни Москвы. В каждом из этих направлений есть свои «знаковые» объекты, в которых угадывается, как бы это сказать, - «нечиновничье» прочтение темы, и хотелось бы об этом тоже поговорить с префектом.
Например, о новой детской музыкальной школе № 71, здание которой спроектировано таким образом, что в каждом классе есть тамбур-шлюзы, позволяющие детям не мешать друг другу во время игры на инструментах. Или о недавно открытой первой очереди лабораторно-производственных корпусов в восточной коммунальной зоне, где научные исследования и промышленная база «закольцованы» в единый технологический цикл. О развитии нанотехнологий, о разработках и внедрении электронных проектов в сфере информатизации, но формат одного интервью позволяет лишь штрихом обозначить новаторское содержание жизни «зеленого» округа Москвы.
- Могу посоветовать написать книгу, материала хватит. Исторически установленный факт: Зеленоград создавался как город будущего, и эту его миссию мы планомерно и последовательно сохраняем…
Татьяна Данилина