
Больше всего участников прямого эфира интересовали события, связанные с созданием в Зеленограде особой экономической зоны. Корреспондент «Маяка» также начала передачу
с этой темы:
с этой темы:
- Анатолий Николаевич, для особой зоны необходима нормальная инфрастуктура: социальная, экономическая, техническая, транспортная. Какие шаги уже предприняты в этом направлении, какие проекты в ближайшее время будут реализованы?
- Одним из слагаемых успеха нашего проекта на конкурсе стал как раз тот фактор, что нам под создание технико-внедренческой зоны не требовалось специально строить социальную инфрастуктуру. Мы исходили из того, что у нас имеется избыток высококвалифицированных специалистов. Это в основном позволит обеспечить трудовыми ресурсами новые лаборатории и цеха будущих предприятий зоны. Предполагается создание порядка 15 тыс. новых рабочих мест. А поскольку Зеленоград развивается в соответствии с Генеральным планом, то для жителей предусмотрено все: жилье, учреждения культуры
и спорта, места в дошкольных учреждениях и школах, объекты торговли. У нас нет проблем
с социальной инфрастуктурой.
и спорта, места в дошкольных учреждениях и школах, объекты торговли. У нас нет проблем
с социальной инфрастуктурой.
- Удивительно, что вы говорите о переизбытке молодых талантливых специалистов. Ведь сегодня во многих городах ощущается их нехватка.
- Напомню, что Зеленоград в Европе считается самым «умным» городом. У нас 44% трудоспособного населения имеют высшее образование. Проблемы, конечно, есть и у нас,
и в ходе обустройства технико-внедренческой зоны мы существенным образом должны улучшить ситуацию с транспортной инфрастуктурой. Те объекты, которые включены в число первоочередных, как раз и являются транспортно-энергетическими. На эти цели в 2006 году из средств Федерального и Московского бюджета выделено по 1 млрд 400 млн рублей. Речь идет о создании газотурбинной установки на районной тепловой станции №4 для повышения потенциала энергетических мощностей. Также началось строительство транспортной развязки на 37-м км Ленинградского шоссе при въезде в город. Кстати, планируется и расширение Ленинградского шоссе на участке Шереметьево - Зеленоград. В перспективе - строительство федеральной трассы Москва - Санкт-Петербург, которая пройдет параллельно существующему ныне Ленинградскому шоссе.
и в ходе обустройства технико-внедренческой зоны мы существенным образом должны улучшить ситуацию с транспортной инфрастуктурой. Те объекты, которые включены в число первоочередных, как раз и являются транспортно-энергетическими. На эти цели в 2006 году из средств Федерального и Московского бюджета выделено по 1 млрд 400 млн рублей. Речь идет о создании газотурбинной установки на районной тепловой станции №4 для повышения потенциала энергетических мощностей. Также началось строительство транспортной развязки на 37-м км Ленинградского шоссе при въезде в город. Кстати, планируется и расширение Ленинградского шоссе на участке Шереметьево - Зеленоград. В перспективе - строительство федеральной трассы Москва - Санкт-Петербург, которая пройдет параллельно существующему ныне Ленинградскому шоссе.
- Почему отменены рейсы коммерческой электрички до Москвы?
- Коммерческая электричка являлась исключительно нашим местным проектом, который мы не могли постоянно подпитывать средствами. Ведь дополнительное финансирование не было предусмотрено бюджетом. Смею уверить, что в рамках реализации проекта транспортной инфрастуктуры технико-внедренческой зоны имеются такие мероприятия как создание отдельного пути для тактовой электрички «Москва - Зеленоград», реконструкция платформ Фирсановка, Крюково, Алабушево, обустройство транспортного узла
в Крюково. Надеюсь, что реализация этих мероприятий позволит улучшить транспортное сообщение по Октябрьской железной дороге.
в Крюково. Надеюсь, что реализация этих мероприятий позволит улучшить транспортное сообщение по Октябрьской железной дороге.
- Будет ли подведена ветка легкого метро от Зеленограда к станции «Речной вокзал»?
- На сегодняшний день имеются лишь предпроектные предложения о связи Зеленограда
с Москвой при помощи скоростной транспортной системы (СТС). Конкретных же решений о перспективах строительства скоростного транспорта - монорельсовой дороги, линии легкого метро или чего-то иного - и сроков их реализации нет.
с Москвой при помощи скоростной транспортной системы (СТС). Конкретных же решений о перспективах строительства скоростного транспорта - монорельсовой дороги, линии легкого метро или чего-то иного - и сроков их реализации нет.
- Вернемся к зоне. Для размещения ее площадки предполагается снести порядка 98 частных домов на Колхозной улице в Алабушево. И, несмотря на денежную компенсацию, которую обещали людям, далеко не все соглашаются отдавать свои дома под снос. Как вы будете решать эту проблему, помня о конфликте, который развернулся в Южном Бутово?
- Конечно, тот конфликт не улучшил наших взаимоотношений с переселяемыми жителями. А по названным вами домам по Колхозной улице мы начали работу давно. То, что они подлежат сносу, было ясно еще в 1997 году, когда утверждался Генеральный план развития Зеленограда. Теперь этот момент наступил. Ситуация на сегодня там достаточно спокойная. Есть несколько граждан из числа тех, кто имеет наименьший объем прав на компенсацию и жилье. С ними мы, безусловно, будем работать, и я не вижу никаких причин для повторения конфликта в Южном Бутово. Думаю, что мы эту проблему с гражданами решим на основе разумного компромисса в рамках, очерченных действующим законодательством.
- Вы не устали от экспериментов, которые в принципе постоянно довлеют над Зеленоградом: первые турникеты на общественном наземном транспорте, обкатка приложения к карте москвича, 100%-ная оплата за услуги ЖКХ? Правда, от последней позже отказались. Когда вы идете на заседание Правительства Москвы, не бывает опасения, что в головах чиновников зреет какой-то очередной проект, который предложат опять обкатывать в Зеленограде?
- Перечисленные вами эксперименты - кроме проекта 100%-ной оплаты издержек на содержание жилья из кошелька жителей - рождались в самом Зеленограде. И я, как правило, иду на заседание Правительства, не ожидая новых экспериментов, а предлагая их. Кстати, вы не назвали еще ряд проектов, которыми мы занимаемся. Например, создание сети магазинов «Утконос» или Единого информационно-расчетного центра. Они сегодня распространяются на всю Москву. Хочу подробнее остановиться на турникетах. Этот эксперимент был направлен не на то, чтобы мешать людям входить в салон автобуса. Его цель - через повышение сбора платы за проезд иметь возможность обновлять парк пассажирского транспорта. Между прочим, в начале этого эксперимента у нас на автокомбинате экс-плуатировались два автобуса с пробегом более миллиона километров. Представьте себе, что каждый из них объехал вокруг земного шара по экватору 25 раз! К тому же, 50% автобусного парка было с полным техническим износом.
И если бы мы не провели этот эксперимент, не разделили пассажиров на льготные категории, за которые никто не компенсировал автокомбинату издержки, и тех, кто оплачивает проезд, не учли, сколько перевозится каждым маршрутом автобуса и т.д., мы бы никогда не решили вопрос замены и обновления автобусного парка. И на сегодня претензий к автобусному движению со стороны пассажиров фактически уже нет. Итог: это был не просто эксперимент ради эксперимента. Это был реальный путь к решению проблемы.
И если бы мы не провели этот эксперимент, не разделили пассажиров на льготные категории, за которые никто не компенсировал автокомбинату издержки, и тех, кто оплачивает проезд, не учли, сколько перевозится каждым маршрутом автобуса и т.д., мы бы никогда не решили вопрос замены и обновления автобусного парка. И на сегодня претензий к автобусному движению со стороны пассажиров фактически уже нет. Итог: это был не просто эксперимент ради эксперимента. Это был реальный путь к решению проблемы.
- В начале передачи мы задали нашим слушателям вопрос для интерактивного голосования: «Продолжать ли строить в Зеленограде дома по индивидуальным проектам?». Почему вы хотите узнать мнение жителей по этой теме - среди них есть оппоненты?
- Дело в том, что три года назад, изменив политику жилищного строительства по город-скому заказу, мы столкнулись с проблемой частичного недовольства жителей в связи с переездом в новые квартиры меньшей площади. Но площади выделенных под переселение квартир строго соответствуют социальным норма
м, действующим в Москве. И мне хочется знать, как же жители относятся к этому сегодня.
- Сколько людей стоит у вас в очереди на получение жилья?
- Около 3 тысяч семей.
- К нам в студию пришло письмо от многодетной семьи ИСТРАТОВЫХ. Пятеро детей и двое взрослых прописаны в небольшой комнате. Они жалуются на бытовые трудности, пишут, что были на приеме у вашего заместителя господина КИРЮХИНА. Им было официально сообщено следующее: в 2005 году квартиры получили очередники, которые встали в очередь на улучшение жилищных условий в 1995 году. У вас много вот таких негативных ситуаций?
- Я хорошо помню эту семью. А главу семейства даже помню в лицо. Ведь они были на приеме не только у моего заместителя, но и у меня. Проживают Истратовы не в комнате, а в 2-комнатной квартире. В очереди стоят с 2005 года. Всего в Зеленограде 8 семей с 5-ю детьми. Сейчас еще рано говорить, как будет выглядеть план 2007 года, но мы вместе с Департаментом муниципального жилья будем работать над вариантом включения этой семьи в план следующего года. Хотя сейчас обещать что-то конкретное сложно. Я думаю, что семье Истратовых следует где-то в конце года обратиться для обсуждения вопроса в Департамент муниципального жилья или лично ко мне.
- Есть Генеральный план развития Зеленограда до 2020 года. В этом варианте его стратегия - «компактный город». Прогнозируется, что к тому времени население Зеленограда увеличится с 208 тысяч человек до 230 тысяч. Соответственно, нужно думать и о том, чтобы их тоже обеспечить квартирами...
- У нас для этого есть необходимые строительные площадки. И само понятие стратегии «компактный город» является принципиально важным. Речь идет о таком варианте социально-экономического и территориального развития, при котором численность населения и объемы жилищного строительства увязаны с темпами создания новых рабочих мест в технологическом комплексе города. То есть, мы не можем строить коммерческое жилье, чтобы его приобретали иногородние, поскольку в Зеленограде, еще раз повторю, существуют проблемы трудоустройства. А это, соответственно, усугубляет проблему транспортного сообщения между Зеленоградом и Москвой. Поэтому понятие «компактный город» предполагает следующее: Зеленоград сохраняет свой статус научно-технологического центра, люди живут в комфортных условиях, нет избытка трудовых ресурсов, имеются более-менее нормальные транспортные коммуникации с Москвой. Кстати, такому развитию служит и проект реализации технико-внедренческой зоны.
- Рост населения вызывает, соответственно, потребность в обеспечении дет-скими садами, школами, поликлиниками. В Москве сейчас острейшая нехватка детских садов. А как у вас?
- У нас нет этой проблемы. Мы сумели сохранить все детские дошкольные учреждения, несмотря на сокращение численности детворы, посещающей детские сады. На сегодняшний день порой возникают отдельные вопросы чисто территориального значения и специализации дет-ских садов. То есть, не все желающие могут попасть в детский сад с медицинским сопровождением. Например, по ортопедии. Но очередность на места в общие детские сады у нас отсутствует. Более того, имеется небольшой резерв.
- А со школами как обстоят дела?
- Тоже никаких проблем. Мы давно уже не строим школы - в этом нет необходимости. В реконструируемых районах, где увеличивается численность населения, там, где мы сносим пятиэтажки и строим дома большей площади, в этом году сдаем 2 пристройки к блокам начальных классов в школах. И этого нам будет достаточно с запасом на несколько лет.
- Как вы считаете, в чем причина низкой привлекательности Зеленоградского округа для инвесторов при строительстве жилья? По сравнению с Москвой инвестиционное строительство в Зеленограде развито слабо.
- Это административное, искусственное сдерживание инвестиционного процесса с нашей стороны. Мы не можем по прямым инвестиционным контрактам отдавать площадки под строительство жилья, так как ситуация заселения в это жилье станет неконтролируемой. А с точки зрения инвесторов сегодня нет разницы, где строить:
в черте Московской кольцевой дороги или в Зеленограде. Привлекательность одинаковая. По существующей схеме инвестор рассчитывается с городом долей в 20-30% жилья или эквивалентом в деньгах - такое соотношение нас не устраивает. Мы не можем 70% строящегося жилья пускать на продажу, поскольку наши площади ограничены. Мы замкнуты границей на территории Московской области и должны бережно относиться к участкам под строительство.
в черте Московской кольцевой дороги или в Зеленограде. Привлекательность одинаковая. По существующей схеме инвестор рассчитывается с городом долей в 20-30% жилья или эквивалентом в деньгах - такое соотношение нас не устраивает. Мы не можем 70% строящегося жилья пускать на продажу, поскольку наши площади ограничены. Мы замкнуты границей на территории Московской области и должны бережно относиться к участкам под строительство.
- Планируется ли в Зеленограде строительство городского стадиона?
- Это для нас больной вопрос. Дело в том, что в Москве уже несколько лет фактически никакие спортивные объекты не строятся за счет бюджетных средств, кроме программных. Кстати, в Зеленоградском округе к таким объектам относятся только Ледовый дворец и аквацентр «Благовест». Все остальные спортивные сооружения должны строиться на инвестиционной основе. То есть, мы выделяем инвестору участок, он выполняет некие обязательства перед городом по социальной составляющей и одновременно на этом же участке развивает свой бизнес. У нас есть адресный перечень спортивных объектов, которые мы намерены построить. Также мы располагаем планом возвращения в собственность города ведомственных стадионов «Ангстрем» и «Элион». Напомню, что у нас работает несколько детско-юношеских спортивных школ, воспитанники которых на протяжении ряда лет показывают великолепные профессиональные результаты. Но техническая база этих школ достаточно слаба. Спортивными объектами мы обеспечены на 64% от норматива. Поэтому не случайно в июне на заседании Правительства Москвы, когда мы утверждали Генплан развития города до 2020 года, я в отдельную тему выделил строительство спортивных объектов. Сам Генеральный план предполагает выравнивание ситуации до нормативов строительством новых спортивных объектов.
- А как обстоят дела с досугом - зеленоградцам есть куда пойти вечером?
- Специфика административного округа столицы, который находится в 23 километрах от Московской кольцевой дороги, конечно же, сказывается. Поэтому город уже давно привык отдыхать самостоятельно. У нас есть свой театр «Ведогонь», который этот сезон откроет в новом реконструированном здании. Большой популярностью среди зеленоградцев пользуется Дворец культуры, где круглый год проводится множество мероприятий, в том числе выступления звезд российской эстрады, театра и кино. Также культурным центром является и Дворец творчества детей и юношества, объединяющий в десятках кружков, секций и студий талантливую молодежь города. К тому же, у нас достаточно много и других творческих коллективов, которые выросли из самодеятельности и в настоящее время являются профессиональными. Зеленоградцы с удовольствием присутствуют на их концертах и выступлениях.
- Где еще планируется открытие магазинов «Утконос» в нашем городе? Появится ли такой магазин в 12-м мкрн?
- Напомню, что «Утконос» - это социальный проект. Торговая система «Утконос» представляет сеть магазинов нового поколения, инновационное совмещение традиционных и современных интеллектуальных технологий розничной торговли. При этом на небольшой площади магазина у дома размещается ассортимент целого супермаркета. Высочайшая степень автоматизации всех технологических процессов позволяет предлагать товары отменного качества от лучших производителей по ценам ниже, чем в обычном магазине или на рынке, а также дает возможность покупателям экономить не только семейный бюджет, но и время. Каждый магазин системы «Утконос» соединен со складом цифровым каналом, по которому поступает поток заявок от покупателей и с высокой скоростью обрабатывается автоматизированным логистическим комплексом. Магазины «Уткон
ос» размещаются по принципу «шаговой доступности» и строятся внутри жилых кварталов.
В Зеленограде в настоящее время функционирует 9 магазинов предварительных заказов «Утконос». Компания ОАО «Новый импульс» планирует довести их количество в округе до 20. Под их размещение выделены помещения в корп. №№1412 и 250, а также земельные учас-тки под строительство у корп. №№1602, 1050, 403а и 1471. Строительство магазина в 12-м мкрн пока не планируется.
- Произойдут ли в ближайшее время какие-то изменения в поселке Малино, прилегающем к Зеленограду?
- До конца этого года мы на заседании Правительства Москвы должны утвердить проект планировки поселка Малино, который разрабатывает НИИ Генплана столицы. В основе проекта лежит концепция преимущественного сохранения существующей жилой застройки Малино. Это означает, что поселок будет сохранен, за исключением тех участков, по которым должны будут пройти дороги и коммуникации. Поэтому точное представление о том, какой конкретно адрес сохранится, будет осуществляться снос жилья или нет - появится только после утверждения проекта планировки.
- На какой основе будут предоставлять жилье в поселке Кутузовская Слобода?
- Эта территория предусмотрена для малоэтажного жилищного строительства. Поселок будет представлять из себя сочетание отдельных коттеджей и таунхаусов общей жилой площадью около 45 тыс. кв. м. За бюджетные деньги там не будет построено ни одного квадратного метра - все жилье коммерческое. Поэтому вам нужно обращаться в соответствующую управляющую компанию, которая ведет строительство. Необходимые справки можно получить в префектуре округа.
- В следующем году я заканчиваю экономический факультет института, и для меня важен вопрос трудоустройства в Зеленограде. Привлекается ли молодежь к работе в исполнительной власти города?
- На сегодня вакансий в штатном расписании префектуры округа нет. Но это не значит, что их не будет завтра. Кроме того, у нас есть аппараты управ районов. И если вы мечтаете связать свою жизнь с органами государственной власти, есть возможность встретиться
и обсудить ваши перспективы.
и обсудить ваши перспективы.
- Как будет проходить работа дублеров столичного Правительства - ведь управление городом не доверят неопытным студентам? Хотелось бы узнать ваше мнение об этом эксперименте.
- Я за то, чтобы как можно активнее вовлекать образованную молодежь, стремящуюся себя реализовать, в систему государственного управления. К сожалению, я не представляю до конца, как будет работать правительство дублеров. Все мои коллеги, несмотря на то, что я отправлен с 1 августа мэром Москвы в отпуск, будут находиться на своих местах и работать. Мне известно, что молодежное правительство проведет два заседания, на которых будут рассмотрены конкретные серьезные вопросы жизнедеятельности города. Полагаю, все будет нормально. Этот эксперимент даст нам возможность сделать некоторые выводы с точки зрения новых взглядов на управление в городе и подготовит молодежь к будущей работе на благо государства.
Записал В.КУРЯЧИЙ
P.S. Итоги интерактивного голосования: 100% позвонивших считают, что нужно продолжать строительство жилья по индивидуальным проектам.