Префект ЗелАО Анатолий СМИРНОВ: «Информатизация становится таким же важным инвестиционным проектом, как, например, строительство жилья»

О том, в чем еще сегодня ЗелАО «первый в Москве», «первый в стране», рассказывает префект Анатолий СМИРНОВ.
- Какие перемены ожидают Зеленоград в связи с созданием особой экономической зоны?
- Следует отметить, что право на создание особой экономической зоны мы завоевали в жесткой конкурентной борьбе. В октябре прошлого года Москва вместе с еще пятью регионами Российской Федерации выиграла конкурс на создание технико-внедренческой ОЭЗ. Всего же в этом конкурсе участвовало 59 заявок.
Особую экономическую зону в Зеленограде планируется обустроить на двух смежных площадках. Одна из них, площадью 5 га, расположена на территории инновационного комплекса Московского государственного института электронной техники (МИЭТ). Здесь функционируют бизнес-инкубатор, научно-технологический парк, многопрофильный экспериментальный завод, двенадцать учебно-научных центров и центров коллективного пользования. В комплексе МИЭТ завершается строительство первой в России технологической деревни - современной научно-производственной инфраструктуры для разработки и мелкосерийного выпуска электронной продукции. Главной функцией инновационного комплекса МИЭТ в рамках особой экономической зоны станет адресная подготовка специалистов, освоение принципиально новых базовых технологий и бизнес-инкубирование компаний.
Вторая площадка, которая находится на территории производственной зоны "Алабушево", будет ориентирована уже непосредственно на деятельность в области высоких технологий. Изначально на 150 га планируется построить около миллиона кв. м производственных площадей. Первые корпуса появятся здесь уже в 2008 году.
Интерес потенциальных компаний-резидентов, которые зарегистрируются и станут работать в особой экономической зоне, заключается в облегчении для них налогового бремени. В частности, в течении 5 лет они освобождаются от налогов на имущество, землю и транспортного налога. Для них также будет снижена ставка единого социального налога и налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы (с 17,5 до 13,5%). В свою очередь и компании-резиденты примут на себя определенные обязательства - в частности, самостоятельно построить необходимые им здания и сооружения на площадке в зоне «Алабушево». На участке МИЭТа большого строительства не потребуется - почти вся необходимая инфраструктура здесь уже есть.
На создание технико-внедренческой особой экономической зоны "Зеленоград" федеральные и столичные власти на паритетных началах планируют выделить 24 млрд. рублей. Проект будет финансироваться в равных долях: каждая из сторон ассигнует по 12 млрд. Первая часть средств - по 1,4 млрд. рублей из городского и федерального бюджетов - должна быть освоена уже в 2006 году. В текущем году особое внимание уделяется развитию транспортной и инженерной инфраструктуры. Так, вскоре начнется возведение новых транспортных развязок на федеральной трассе «Россия», а также организация скоростного движения электропоездов на железнодорожном отрезке от Ленинградского вокзала до Алабушево.
Экономический эффект от реализации этого проекта может составить от 40 до 50 млрд. рублей. Кроме того, будет создано порядка 17 тыс. новых рабочих мест. Таким образом, решится проблема занятости части трудоспособного населения округа, которая вынуждена работать в Москве и области. Вообще появление в Зеленограде ОЭЗ - это важное событие, которое в перспективе может очень серьезно повлиять на развитие экономических процессов по всей стране. Именно поэтому очень многие внимательно следят за ее созданием.
- Особая экономическая зона сегодня немыслима без внедрения в ее повседневную жизнь, систему административного управления информационных технологий. Зеленоград и прежде всегда славился уровнем информатизации округа. А что нового в этой сфере происходит сейчас?
- Подход к информатизации округа у нас носит комплексный системный характер. Она осуществляется на основе концепции управления территорией, повышения качества жизни населения, улучшения деловой среды с использованием информационно-коммуникационных технологий на транспорте, в жилищном хозяйстве, здравоохранении, охране правопорядка и других сферах городского хозяйства. У нас утверждены основные требования к информационным системам. В частности, все проекты создания информационных систем и ресурсов должны предусматривать возможности межведомственного электронного взаимодействия, интеграции с порталом округа или иными интернет-сайтами и в конечном итоге давать возможность количественной оценки ожидаемых эффектов для управления территорией и для населения. Такое условие было поставлено год назад и поддержано Мэром на заседании столичного Правительства, посвященном реализации городской целевой программы «Электронная Москва».
В префектуре выделен специальный отдел, который организационно объединяет функции сектора информационных технологий и службу «одного окна». На уровне округа назначен главный конструктор по проекту «Электронный Зеленоград», создан координационный совет, совет конструкторов. С февраля 2006 года действует группа реализации проекта «Электронный Зеленоград».
Лидерство Зеленограда в осуществлении проекта «Электронный округ» официально признано на городском уровне. Не случайно в начале июня этого года именно префектура ЗелАО стала местом проведения общегородской практической конференции «Проект «Электронный Округ» - инструмент эффективной реализации ГЦП «Электронная Москва» на территории административного округа». Интерес к конференции проявили такие всемирно известные компании как Hewlett Packard (HP), Microsoft, Oracle. В ходе этого мероприятия мы сумели в полной мере продемонстрировать эффективность внедренных в округе инновационных технологий. Непосредственно в процессе проведения конференции установленные в зале web-камеры обеспечивали прямую трансляцию выступлений в Интернет на
специально созданный раздел официального портала префектуры http://eo.zelao.ru.
Трансляция шла и в городскую сеть Зеленограда, насчитывающую около 15 тысяч абонентов, а также на экраны в Московском государственном институте электронной техники, Институте международного бизнес-образования и в зеленоградском технопарке. При содействии Всемирного банка через Глобальную сеть для развития и обучения (GDLN) был организован телемост с экспертами из Великобритании, Италии, Эстонии. На конференции принята резолюция, которая определит основные направления информатизации всех округов Москвы.
- С чего начиналось внедрение информационных технологий в систему управления округом, какие этапы она за последние годы прошла?
- Началось все еще в советские времена. В производственном управлении «Зеленоградводоканал» была разработана и успешно введена в эксплуатацию предприятия уникальная автоматизированная система управления водоснабжением города, дистанционного контроля поступающих водоресурсов. С 1995 года Зеленоградский учебный округ - экспериментальная площадка «Информационного пространства столичного образования». Была отработана типовая модель информационного управления округом для последующего тиражирования на другие округа Москвы, а также использования информационных технологий в учебном процессе. Ярким продолжением традиций города стало создание в конце 90-х годов Единого информационно-расчетного центра на базе Зеленоградского отдела жилищных субсидий. С самого начала в развитие этого центра был заложен принцип, позже получивший название «одного окна». Были объединены в «одно окно» паспортный стол, бухгалтерия, отдел субсидий. Часть вопросов стала решаться вообще без необходимости явки граждан, путем напр., автоматизированного пересчета начислений и субсидий. Сегодня ЕИРЦ выделяется отличной технической оснащенностью, имеет центр обработки данных, call центр, единые базы данных по населению, льготам, нанимателям, квартирному фонду. На основе телекоммуникационной среды ЕИРЦ оказывать услуги по обслуживанию населения из любой точки филиальной сети. Все это позволяет достаточно легко справляться с огромным объемом обращений и решать новые задачи. В ЕИРЦ накоплен значительных опыт обмена данными с УВД, управлениями социальной защитой, образования, здравоохранения, ДЕЗ, префектурой, управами районов, пенсионным фондом и многими другими организациями. В настоящее время центр выдает более 60 видов документов, что является максимальным количеством из всех ЕИРЦ Москвы. Количество этих документов также рекордно и сравнимо пока только с Южным округом. При этом 80% этих документов выдаются без участия заявителя и непосредственно передаются в ту организацию, которая их заказала. Центр обработки вызовов позволяет обрабатывать около 30 тысяч телефонных обращений в месяц. Учитывая, сравнительно небольшое количество населения в округе, эти цифры весьма показательны.
В 2001 году Зеленоград стал первой в России площадкой по внедрению электронных кондукторов на общественном транспорте. Тех самых, которые сегодня установлены уже почти в каждом московском автобусе, троллейбусе или трамвае. Проект себя оправдал: Зеленоградский автопарк увидел реальную картину пассажиропотока. Система позволила увеличить собираемость оплаты за проезд в 2,5 раза, обоснованно скорректировать маршруты, в том числе ввести новые, эффективно регулировать количество автобусов на маршрутах по сезонам, дням недели, времени суток, значительно повысить качество пассажирских перевозок. Для увеличения скорости посадки у нас впервые была использована бесконтактная «социальная карта москвича», которой в настоящий момент владеют около 60 тысяч (94%) зеленоградских пенсионеров. Кстати, именно зеленоградскими учеными и инженерами по поручению Ю.М.Лужкова разрабатывался проект создания «карты москвича». Как результат успешно обкатанная в округе технология внедряется в соответствии с программой Правительства Москвы во всех остальных округах города.
Теперь в транспортной сфере мы решаем новую задачу - оперативного регулирования количества автобусов и их движения на линии. И должен заметить, что тягостное ожидание пассажирами на остановках прибытия автобуса в минувшем году удалось заметно сократить. Сделано это было за счет установки в автобусах навигационной системы. С ее помощью можно контролировать в режиме реального времени местонахождение и скорость машин по маршруту, соблюдение расписания, оперативно регулировать интенсивность движения автобусов и даже температуру воздуха в их салонах. Система отслеживает местоположение автобуса в любой точке не только Зеленограда, но и всего Московского региона. С началом этого эксперимента значительно возросла дисциплина водителей. И если раньше в случае поломки шофер взывал к помощи коллег, проезжающих мимо, то сейчас спутниковая связь позволяет диспетчеру за считанные секунды узнать об аварии или неисправности, определить местонахождение машины и направить туда ремонтную бригаду. В морозный период 2006 года система помогла автокомбинату сохранить высокое качество обслуживания пассажиров. Теперь через сайт округа пассажир, не выходя из дома, может узнать, когда подойдут к выбранной им остановке все автобусы, находящиеся в рейсе. В настоящее время идет работа по установке на Крюковской площади первого табло, которое покажет, сколько минут осталось до прихода следующей машины нужного маршрута. Готовится к он-лайн публикации отчет с демонстрацией пробок на дорогах округа и Ленинградском шоссе. Все эти электронные новинки опять-таки помогут зеленоградцам, оставаясь дома или в офисе, спланировать оптимальный маршрут проезда к требуемой точке на личном и общественном транспорте.
Еще один успешный эксперимент с использованием информационных технологий, результаты которого стали внедряться по всей Москве, был проведен в сфере потребительского рынка. Зеленоград, как и Москва, не испытывает недостатка в супермаркетах, бутиках модной одежды, фитнес-центрах. Тем не менее, комфортность проживания снижается, если на покупку хлеба, молока, хозтоваров приходится тратить более 2-х часов. Между тем такая проблема возникает в результате вытеснения сетевыми гигантами булочных и других мелких магазинов. Поэтому у нас с марта 2002 года начала развиваться сеть инновационных магазинов шаговой доступности «Утконос». Выбор повседневных товаров в торговом зале такого магазина весьма скромен, но через заказ на тач-скрин терминалах, по интернету или по телефону доступен ассортимент в 17 тысяч наименований. На следующее утро или вечером после работы покупатель забирает заказ в любом удобном для него магазине сети, в том числе и в другом округе Москвы. С помощью интеллектуальной системы логистики этот ультрасовременный «стол заказов» работает фактически без склада. Поэтому он легко размещается на площади до 200 кв. м и может минимизировать свои издержки.
«Белые пятна комфорта» в потребительской сфере определяются с помощью анализа доступности торговых точек в выбранных радиусах на электронной карте. Однако на каком радиусе - 500, 200 или 100 метров - надо остановиться? Оказывается, здесь нет предела: отработанная технология позволяет установить электронные терминалы заказа хоть в каждом подъезде. При этом разнообразие ассортимента может быть практически неограниченным - в ближайшее время его планируется увеличить до 100 тыс. позиций. Они будут включать уже не только продуктовые и хозяйственные товары, но все что, душе угодно - от лекарств до офисной мебели. Программа развития сети магазинов заказов в формате «у дома» была рассмотрена и одобрена на заседании Правительства Москвы и сегодня успешно распространяется на другие о
круга столицы.
- А что из того, что в дальнейшем может быть распространено на всю Москву, проходит испытание в Зеленограде сейчас?
- Сегодня идет внедрение IT-технологий в здравоохранении с целью повышения общего уровня управленческого учета. В 2005 году в Зеленограде начата реализация проекта «Электронная поликлиника». Создается локально-вычислительная сети и соответствующе оборудованные рабочие места терапевтов, сотрудников лабораторий, регистратуры, главного врача для информационного сопровождения лечебных действий, автоматизированной подготовки статистической отчетности, ведения больничных листов, электронных историй болезни, решения административных вопросов, диспетчирования и оперативного отображения данных по заболеваемости.
Не обойдена вниманием зеленоградских системных интеграторов и сфера образования. С конца 2005 года при поддержке АФК «Система» в Зеленограде дан старт проекту «Электронная школа». В его рамках, например, в трех средних учебных заведениях установлены сенсорные доски с широкими мультимедийными возможностями.
В ходе длительной работы на базе московской волоконно-оптической сети в Зеленограде сформирована современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура, охватывающая все жилые здания, предприятия и учреждения округа. У нас создана и успешно развивается крупнейшая в Москве городская информационная сеть, предоставляющая жителям ЗелАО возможность неограниченного доступа к порталу префектуры (www.zelao.ru), сайтам управ районов, окружным информационным ресурсам. На ее основе в округе формируется автоматизированная система диспетчерского контроля и управления. Она охватывает жилые здания и объекты социального назначения, которые оборудуются системами мониторинга лифтового оборудования, приборами учета тепла, расходомерами холодной и горячей воды, датчиками температуры, давления, охранной и пожарной сигнализацией, а подвальные помещения - еще и датчиками затопления.
Разветвленная оптико-волоконная сеть позволяет также развиваться широкополосному цифровому телевидению.
Высокая степень оснащенности жилых домов оптико-волоконными линиями связи способствует также повсеместному внедрению системы видеонаблюдения за подъездами жилых домов. Создан Центр безопасности, в который поступает информация с 9 видеокамер контроля за внутридворовыми территориями и 232 видеокамер контроля за подъездами жилых домов. Смонтированы и подготовлены к пуску 23 системы экстренной связи жителей с территориальными ОВД.
Важнейшим инструментом обработки информации является геоинформационная система (ГИС). Наглядная локализация самых разных данных на электронной карте позволяет чиновникам принимать правильные управленческие решения. Например, через ГИС удобно анализировать, где и сколько зеленоградцев заболели или получили травмы, где случились пожары, аварии на теплотрассах или в подвалах, произошли правонарушения, какая температура в жилых домах, автобусах, какой пассажиропоток на различных маршрутах.
ГИС также дает возможность осуществлять мониторинг основных показателей эффективности бизнеса. С помощью геоинформационного анализа территории субъекты предпринимательства могут принимать обоснованные маркетинговые решения при выборе места для кафе, спортклуба или химчистки. ГИС может аккумулировать любые важные для инвесторов сведения - число проведенных IPO, количество патентов, объем экспорта, инновационную активность в той или иной части округа. Благодаря созданной в округе геоинформационной системе администрация технико-внедренческой зоны «Зеленоград» получает уже готовый испытанный инструмент для анализа точек роста и развития социальной инфраструктуры.
- Как современные информационные технологии используются непосредственно в работе префектуры, например, в процессе общения чиновников с зеленоградцами?
- Электронные технологии прочно вошли в повседневный обиход нашей префектуры. Нам давно не в новинку «безбумажный» электронный документооборот, использование мультимедиа-систем на заседаниях коллегий. Даже ремонт мебели и вычислительной техники осуществляется у нас только по электронным заявкам. Через такие простые задачи чиновники приобщаются к высоким технологиям.
Например, в соответствии с программой Правительства Москвы с 2004 года в округе стала внедряться технология работы с заявителями по принципу «одного окна». С первых дней работы этой службы мы ставили задачу использования современных технологий, автоматизации документооборота для лучшего взаимодействия «одного окна» со структурными подразделениями префектуры и управ районов.
Обработка обращений, в частности, ведется с применением специального программного обеспечения, что значительно упрощает процесс контроля за ходом и сроками исполнения заявок, передачу информации в городскую систему мониторинга и координации «окон». В холле префектуры установлен информационный терминал, позволяющий без обращения к специалистам службы в полном объеме получить информацию о работе «одного окна», перечне выдаваемых документов и необходимых согласований, а также распечатать образцы заявлений. Аналогичный терминал установлен при поддержке Департамента территориальных органов исполнительной власти в управах Зеленограда. Вся информация доступна через сайт www.zelao.ru.
Мы разработали регламенты взаимодействия служб «одного окна» префектуры и управ районов с организациями. Утвержден также порядок организации электронного взаимодействия служб «одного окна» местных органов исполнительной власти при подготовке и выдаче документов. Применение регламента взаимодействия префектуры, управ и Единого информационно-расчетного центра с использованием электронного документооборота показало реальную возможность исключить самого заявителя из процесса подготовки промежуточных бумаг. А благодаря налаживанию взаимодействия управ районов с ГУП «Мосгоргеотрест» при оформлении разрешения на установку «ракушки» количество согласований удалось уменьшить вдвое.
Для информирования населения по самым разным вопросам префектура уже давно и активно использует широкое распространение в Зеленограде Интернета. Более 500 зеленоградцев ежедневно усаживаются за монитор, чтобы узнать телефон префектуры, часы приема, задать вопрос префекту, запросить копию распоряжения, архивную справку. За виртуальным фасадом официального портала «скрывается» целый ряд мощных баз данных. Доступность этих сведений для рядовых жителей округа делает деятельность префектуры становится значительно более прозрачной. Пользователь легко может проследить через сайт весь путь своего обращения по ступеням исполнительной власти округа. Люди перестали думать, что про их обращение забыли. Благодаря интерактивному сервису автор заявления может отследить все изменения его статуса, получить информацию о сроке ответа. Сам же ответ приходит на адрес электронной почты пользователя. Кроме всего прочего, на сайте префектуры оперативно размещаются распоряжения префекта.
На интернет-портале Зеленограда уже сегодня доступны в режиме он-лайн все основные окружные СМИ - радио, газеты, телевидение. В ближайших планах - создание в округе интерактивного телевид
ения, с помощью которого любой желающий сможет через Интернет не только посмотреть программу, но и прислать свой вопрос либо задать его лично через web-камеру, а также принять участие в опросе прямо во время эфира передачи.
Впрочем, резервы здесь еще остаются, и весьма значительные. Скажем, пока нельзя направить в префектуру легитимный электронный запрос, полностью эквивалентный письменному, нельзя на свой запрос получить легитимный ответ, заверенный электронными подписями ответственных служащих... Но это будет возможно в самом ближайшем будущем. Одно из необходимых для этого условий уже есть - сегодня около 120 чиновников Зеленограда являются обладателями уникального электронного ключа. Вскоре получат возможность удостоверять документы собственной цифровой подписью рядовые граждане и бизнесмены. Тогда приватизацию, землеотводы, справки можно будет оформлять, не выходя из дома и кабинета. В этом году такие услуги принимают весьма конкретные очертания в связи с появлением в округе филиала удостоверяющего центра.
- А что это за проект, который айтишники округа с гордостью называют «Зеленоградским Яндексом»?
- Ключевым направлением развития интернет-ресурсов округа должна стать система порталов Зеленограда. Цель проекта - создать информационное представительство ЗелАО в сети Интернет. В основе портала - единая точка входа и поиска необходимой информации, своеобразный «Зеленоградский Яндекс».
Кроме того, мировая практика и опыт, накопленный в Зеленограде, показывают, что необходимо переходить от работы многих «окон» к действительно «одному окну» - созданию территориальных Центров по обслуживанию граждан и юридических лиц. Деятельность таких центров должна стать новым этапом в информационном взаимодействии горожан с органами исполнительной власти и отраслевыми ведомствами по технологии «одного окна». Показателями ее эффективности станут сокращение административных издержек и облегчение доступа граждан к востребованной ими информации.
В Зеленограде такие центры организационно могут быть созданы уже в ближайшее время на базе ЕИРЦ, имеющих отличную техническую оснащенность и инфраструктуру, в том числе сеть отделов приема населения и юридических лиц, центр обработки вызовов, принт-центр, систему видеонаблюдения и др.
Фактором, способствующим концентрации приема/выдачи документов в режиме «одного окна» на базе ЕИРЦ, является также отработанная в Зеленограде технология электронного документооборота. Система электронного документооборота развивается в округе с 2003 года. В настоящее время она насчитывает 164 рабочих места, из которых 129 находятся в префектуре.
В конечном итоге должна выстроиться такая система взаимоотношений с организациями, участвующими в подготовке промежуточных документов, которая станет универсальной и позволит использовать ее при изменении нормативной базы, Единого реестра, передаче функций выдачи документов от одного держателя «окна» к другому.
- Есть ли гарантия, что все внедряемые новинки и новшества окупят себя, а не превратятся в модную дорогостоящую игрушку?
- В послании Федеральному Собранию страны этого года Президент России среди приоритетов социально-экономического развития выделил задачу придания экономике инновационного качества. Внедряемые в округе современные технические решения и информационные технологии - это и государственный заказ, и стимулирование инновационной активности наших предприятий. Еще один важный момент связан с тем, что благодаря современным техническим решениям и информационным технологиям предприятия получают возможность использовать электронные ресурсы и сети для презентации имеющихся у них разработок, поиска инвестиций, популяризации достижений высоких технологий среди широких кругов населения округа.
Информатизация становится таким же важным инвестиционным городским проектом, как, например, строительство коммерческого жилья с долей города. Инвестиционная составляющая - это виртуальная витрина зеленоградских магазинов, предприятий общественного питания и сферы услуг с информацией об ассортименте, режиме работы, с системой электронных книг отзывов. С другой стороны, эти ресурсы нужны для активизации привлечения капиталовложений. С этой целью формируются базы данных по инвестиционным проектам. И я считаю, что обширные планы по внедрению информационных технологий, частично уже реализованные, частично готовящиеся к воплощению, станут одним из факторов, способствующих привлечению высокотехнологичных компаний к размещению их производств в особой экономической зоне «Зеленоград». А они, в свою очередь, могут дать нашей префектуре новые идеи по совершенствованию информатизации всех сторон жизни округа.
- Как руководству округа удается обеспечить приоритет развития высокотехнологичного производственного малого бизнеса перед другими видами малого предпринимательства?
- В самом деле, доля научно производственного бизнеса среди малых предприятий Зеленограда составляет нынче не менее 25%. В прежние годы этот показатель не превышал и 10%. Сегодня он продолжает расти в первую очередь за счет того, что успешные предприятия укрупняются, выделяют из своего состава отдельные производства и непрофильные виды деятельности, создавая новые хозяйствующие субъекты.
Корни наших успехов - в традициях города, в его истории. Первые малые предприятия у нас в городе, как и по всей России, появились на рубеже 80-х и 90-х. Тогда в условиях дефицитной экономики самой высокорентабельной отраслью была торговля. Но у нас этот процесс шел несколько по-другому. От больших предприятий и научно-производственных объединений отделялись небольшие коллективы, которые что-то делали в сфере, близкой к деятельности основного предприятия: наладку, сервис, производство комплектующих, создание программного обеспечение. Зачастую потребителями их продукции и услуг оставались те же самые «большие» предприятия хай-тека, из которых вышли коллективы этих МП. При этом не происходило потери квалификации, деградации технических специалистов, что было бы неизбежно, если бы они просто ушли в сферу торговли и бытовых услуг. Зеленоград даже в самые суровые годы бурных экономических преобразований продолжал держать марку технограда, высокотехнологичного города-спутника Москвы. Задача же префектуры заключалась в том, чтобы помочь этим субъектам малого бизнеса поддерживать минимальный уровень рентабельности - с тем, чтобы их сотрудники не пополняли собой контингент торгующих на Крюковском рынке. В этом нам помогал действовавший с 1997 по 2003 год закон города Москвы о территориально-промышленной зоне с особым статусом на территории Зеленограда. Он позволял научно-производственным малым предприятиям получать преференции по местным налогам и направлять экономленные таким образом средства на развитие собственного бизнеса. Кроме того, в округе и сама система поддержки малого бизнеса управляется выходцами из научно-технических школ, которые стремятся приложить свои знания для развития высокотехнологических производств и внедрения информационных технологий. Свидетельство тому - первый в стране бизнес-инкубатор, созданный на заре экономических реформ на базе института электронной техники. Один из первых российских технопарков, на площадях которого разместилось до 40 предприятий научно-технической и производственной направленности, начал функционировать в Зе
ленограде еще в 1998 году. Здесь они смогли получить не только производственные и офисные помещения со всей необходимой инфраструктурой, но и комплекс консалтинго-маркетинговых, транспортных и юридических услуг, предоставляемых по льготным ценам.
Несмотря на масштабные проекты, связанные с технико-внедренческой экономической зоной, мы и сегодня не забываем о наших высокотехнологических «малышах». В округе в данный момент реализуется проект строительства специальной «территории малого предпринимательства». На 12 гектарах бросовых земель (бывшая территория станции аэрации «Мосводоканала», ставшие ненужными очистные сооружения), которые мы убедили столичное руководство передать под развитие в округе малого бизнеса, строится 100 тыс. кв. м производственных и лабораторных площадей. Предполагается, что здесь будет создано более 5 тыс. новых рабочих мест.
13 мая, когда Мэр Москвы вместе с главой Минэкономразвития Германом Грефом посещали Зеленоград в связи с подготовкой к созданию особой экономической зоны, Юрий Михайлович осмотрел и новую зону малого бизнеса, созданную исключительно на средства городского бюджета, без помощи федерального центра. Москва за свои деньги осуществила оформление земель, разработку проекта, создание необходимой инфраструктуры через принадлежащую на 100% столице управляющую компанию. Непосредственно строительство производственных корпусов, лабораторных и офисных помещений ведется уже на средства инвестора. По завершении строительных работ инвестору достанется 95 процентов площадей, городу - 5 процентов под размещение управляющей компании. В следующем году в строй будут введены первые 25 тыс. кв. м. зоны малого бизнеса.
Интерес к этому участку - колоссальный. Можете себе представить: современные помещения, готовая инфраструктура, рядом симпатичная роща! Мы уже получили от нескольких крупных компаний предложения выкупить весь этот комплекс целиком. Но нашим ответом большому бизнесу было твердое «нет». Мы говорим им: «Хотите работать в Зеленограде, добро пожаловать в ОЭЗ «Алабушево». Эти здания мы возвели исключительно для инновационного малого предпринимательства, для тех, кто сегодня вынужден ютиться в подвалах.».
Кроме того, Зеленоград выиграл еще один общероссийский конкурс - на развитие сети бизнес-инкубаторов. В результате еще один проект по созданию инфраструктуры малого бизнеса получил дополнительное финансирование, на этот раз уже как технико-внедренческая зона, что гарантирует поступление как из городского, так и из федерального бюджета. И в следующем году будет введен в строй окружной центр развития предпринимательства, в котором шесть из десяти этажей отводится под бизнес - инкубаторы. Помимо этого, в городе-спутнике выделено еще 6 участков под строительство «деловых центров» с частно-государственным финансированием. На них Москва вместе с конкретным инвестором планирует строить офисно-лабораторные помещения, основными потребителями которых станет также зеленоградский и столичный малый бизнес.
- Но ведь в Зеленограде с советских времен осталось немало зданий НИИ и НПО, не все из которых сегодня работают на полную мощность. Почему нельзя приспособить их для нужд инновационного малого бизнеса?
- Они не стоят без дела. Сегодня из почти миллиона квадратных метров зданий в старых промышленных зонах не используется только 14 тыс. кв. м. Это- 1, 4%. В то время как в середине 90-х без дела простаивало около трети производственных и лабораторных площадей Зеленограда. Сейчас они либо вновь востребованы самими предприятиями, либо их арендуют субъекты малого и среднего бизнеса. Оставшиеся менее чем полтора процента - так называемое «неудобье»: технические этажи, где, например, невозможно соорудить отдельный вход. К тому же коробки из стекла и бетона постройки 70-х - 80-х годов прошлого века чрезвычайно энергонеэкономны: они строились в те времена, когда не принято было считать, во сколько обойдется обогрев и освещение. Их конструкции настолько несовременны и нетехнологичны, что затраты на эксплуатацию таких помещений зачастую оказываются непосильными для малого бизнеса.
К 2000 году мы поняли, что резервы старых производственных помещений Зеленограда исчерпаны. Именно тогда мы всерьез и взялись за строительство технопарков, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов.
- Что представляет собой концепция «компактного города», на основе которой впредь будет осуществляться градостроительное развитие Зеленограда?
- Последний действующий на сегодня Генеральный план развития города Зеленограда утвержден Постановлением Правительства Москвы в апреле 1997 года и рассчитан на период до 2010 года. Однако за прошедшее с момента его принятия время произошел ряд изменений в градостроительной и социально-экономической ситуации, требующих внесения значительных корректив в наше представление о развитии города.
Поэтому в 2004 году Правительством Москвы было принято решение об актуализации Генерального плана развития Зеленограда, причем на период до 2020 года.
Выбранная из всех вариантов развития стратегия "компактный город", на наш взгляд, единственно верная. Вкратце, она заключается в том, что в Зеленограде объем жилищного строительства ограничивается количеством рабочих мест в округе. Город-спутник не должен превращаться в «спальное предместье» Москвы. Цель новой стратегии - обеспечить стабильное социально-экономическое и территориальное развитие, при котором численность населения, объемы жилищного строительств были бы увязаны с темпами создания новых рабочих мест в инновационно-технологическом комплексе города.
В настоящее время в экономике города занято около 76 тыс. человек - более чем на 30 тыс. меньше, чем соответствующий показатель Генплана. В основном это связано с общим экономическим кризисом начала 90-х годов. Численность жителей в трудоспособном возрасте составляет 122,7 тыс. человек. Избыток трудовых ресурсов находит зоны профессионального приложения вне Зеленограда, а реальная емкость рынка труда в городе составляет 80-85 тыс. рабочих мест. При этом традиционно в городе работает 12-15 тыс. человек из области.
Диспропорция спроса и предложения на рынке труда создает зеленоградцам трудности в поисках приемлемого места работы в городе и транспортные неудобства при трудоустройстве вне Зеленограда, что порождает определенную социальную напряженность. Согласно предлагаемому Генплану развития округа до 2020 года, возможный объем размещения жилищного строительства составляет 1 млн. 855 тыс. кв. м. жилой площади. То есть можно строить примерно 125 тыс. кв. м. в год.
В течение ближайших трех лет, согласно инвестиционной программе строительства и согласованным адресным перечнем застройки, в округе намечено возвести 386,9 тыс. кв. м жилья за счет бюджета - для переселения из сносимых пятиэтажек, частного жилого фонда, для очередников, молодых семей, военнослужащих и др. Однако уже в 2009 году объем "бюджетного" строительства должен сократиться до 15 тыс. кв. м в год: . в Зеленограде будут снесены последние "пятиэтажки" и завершится программа реконструкции первого периода индустриального домостроения. И, если иметь в виду обеспечение жильем очередников по различным городским программам только из числа зеленоградцев, а не дру
гих округов Москвы, то большего нам и не потребуется. Кроме того, предполагается ежегодно строить около 30 тыс. кв. м. коммерческого жилья. Ровно столько, как показывает рынок, "потребляют" зеленоградцы. Поэтому общий объем жилищного строительства с 2006 по 2020 год не должен превышать цифры 1 млн. 065 тыс. кв. м.
Нельзя строить в Зеленограде жилье для очередников из других округов Москвы. Нельзя также строить коммерческого жилья больше, чем его "потребляют" жители округа и те, кто приедет работать на высокотехнологичные предприятия Зеленограда.
В противном случае развитие ситуации будет чревато нарастанием уровня безработицы и новыми проблемами транспортного сообщения с Москвой.
- Как в Зеленограде получается строить социальное жилье по индивидуальным проектам практически за те же деньги, что в Москве по типовым?
- Люди, которые давно не бывали в Зеленограде, приезжая в округ отмечают, что здесь появилось немало домов, возведенных по очень симпатичным нетиповым проектам. При этом коммерческого жилья в ЗелАО строится совсем немного - от силы один дом в год. При этом, как правило, это не прямой инвестконтракт, когда большинство квартир поступает на продажу, а строительство с использованием разного рода схем, когда роль коллективного инвестора выполняют сами жители округа. Именно так мы возвели один целиком ипотечный дом, другой - в Молодежном жилищном комплексе.
Все остальное жилье - социальное, возводимое городом для очередников или в рамках программы ликвидации ветхого и пятиэтажного фонда. Прежде люди, переселяемые из таких домов, переезжали в новостройки типовых серий. Но они имеют один существенный недостаток - набор и планировка квартир всегда приводят к перерасходу жилой площади по сравнению с социальными нормами. Скажем, по социальным нормативам мы должны предоставить семейству квартиру площадью 54 кв. м, а в наличии у нас только квартиры площадью в 80 кв. м. Для того, кто получает квартиру, - это хорошо, для города - не очень.
Мы все это подчитали и, благодаря поддержке руководства столичного стройкомплекса, начали возводить дома по индивидуальным проектам, которые точно учитывают нужды переселяемых в этом году жильцов. Эти дома чуть дороже серийных, но не существенно. Если в прошлом году подрядчикам предлагалось построить жилье за 19 400 руб. за кв. м, то возведение домов по индивидуальным проектам обошлось в 21 - 22 тыс. руб. Зато количество семей, заселяемых в дом определенной жилой площади, заметно увеличилось. Впрочем, сроки строительства нестандартного дома заметно выше, чем индустриального: 17 месяцев против 7.
Поэтому дома по индивидуальным проектам мы стараемся строить не везде, а только там, где важен его красивый внешний вид, соответствие природному ландшафту, или если его фасад выходит на одну из главных улиц города. Внутри же микрорайонов мы по-прежнему строим типовые дома стандартных серий.
- В июне Владимир Путин связывался в режиме видеоконференции с Зеленоградом. С кем и о чем говорил президент, какие проблемы его интересовали?
- Видеоконференция, в ходе которой президент выходил на связь с целым рядом регионов, была посвящена реализации национального проекта « Образование». В округ приехал министр образования Андрей Фурсенко, который выходил на связь с Кремлем из зала заседаний ученого совета расположенного в Зеленограде Московского института электронной техники (МИЭТ). Дело в том, что он вместе с 17-ю другими российскими вузами по результатам соответствующего конкурса в число институтов, которым в рамках нацпроекта будет поручено заниматься подготовкой специалистов для инновационной деятельности. Сам телемост длился не более десяти минут, и рассказать главе государства обо всех проблемах образования в округе мы, конечно же, не смогли, зато на полную катушку использовали визит федерального министра, обсудив с ним до выхода на связь с президентом целый комплекс вопросов. Ученые и преподаватели МИЭТа постарались донести до него свое мнение и об Едином госэкзамене, и о государственной программе поддержки высшего образования, и о низкой заработной плате профессорско-преподавательского состава, и о необходимости обновления материально-технической базы наших вузов.
Впрочем, последнюю проблему 17-ти учебным институтам, получающим деньги в рамках реализации этой части нацпроекта, удастся решить уже в ближайшее время: они получат новое учебное, лабораторное оборудование и электронную технику на сумму свыше 800 млн. руб., которые будут выделены в течение двух лет.