Доклад члена правительства Москвы, префекта Зеленоградского административного округа А.Н.Смирнова на Научно-практической конференции "Наука, образование, производство, бизнес - настоящее и будущее Зеленограда"

20.10.2006
Доклад члена правительства Москвы, префекта Зеленоградского административного округа А.Н.Смирнова на Научно-практической конференции

Уважаемые участники и гости конференции!

3 марта 1958 г. был принят основополагающий для Зеленограда документ - Постановление Совета Министров СССР №248 "О строительстве нового города в пригородной зоне Москвы, в районе станции Крюково Октябрьской железной дороги".

Создание города-спутника преследовало цель обеспечить рассредоточение населения Москвы и улучшение его жилищных условий. В постановлении были заложены и основные критерии будущего строительства, определившие впоследствии его интерьер, особенности и название, а именно: "Применение приемов свободной планировки", "Использование естественного рельефа местности и существующей растительности".

В июле 1962 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР об организации в Зеленограде научно-исследовательского экспериментального и производственного центра микроэлектроники (Научного центра), определившее всю дальнейшую судьбу Зеленограда. Инициатором и идеологом создания Научного центра выступил Александр Иванович Шокин - крупный ученый, инженер и организатор промышленности и науки. А.И. Шокин сформулировал основные принципы организации Научного центра:

- Научный центр должен иметь комплексный характер с организацией в его составе всех необходимых НИИ и опытных заводов, обеспечивающих полный цикл исследования, разработки и производства интегральных схем, материалов и технологий электроники.

- Научный центр должен иметь статус головной организации в стране по микроэлектронике.

- Предприятия электронной промышленности должны стать градообразующей системой развития Зеленограда.

Эти принципы были успешно реализованы в течение чрезвычайно короткого периода времени. Уже в 1965 г. на предприятиях электроники работало несколько тысяч человек, было введено в строй 60 тыс. кв. м производственных площадей. В 1966 г. в составе Центра микроэлектроники действовали 6 НИИ, 5 опытных заводов. К началу 1971 г. научно-промышленный комплекс имел уже около 300 тыс. кв. м производственных площадей, а общая численность работающих на его предприятиях составляла 12,8 тыс. человек.

Возрастающие потребности в интегральных схемах для аппаратостроения, особенно в оборонных отраслях, в скором времени превысили возможности опытных заводов Зеленограда. Перед руководством отрасли встала задача создания новых научных и серийных заводов в различных городах СССР. Такие предприятия были построены на Украине, в Грузии, Азербайджане, Белоруссии, Молдавии, Прибалтике и в большинстве своем включены в состав Научного центра, в 1978 г. ставшего головным научно-производственным объединением отрасли. В рамках этого объединения обеспечивался замкнутый технологический цикл, начиная от прикладных исследований и заканчивая серийным производством изделий для конечных потребителей.

НПО "Научный центр" непрерывно наращивало свои научно-технические и производственные возможности. Ежегодный прирост выпускаемой продукции составлял около 25%, что являлось одним из самых высоких показателей в промышленности страны.

Динамичное развитие научно-технического потенциала Научного центра обеспечивалось за счет централизованного государственного планирования, управления, финансового и ресурсного обеспечения всех направлений научной и производственной деятельности.

В 1965 г. в Зеленограде был организован Московский институт электронной техники. Создание этого образовательного центра позволило обеспечить предприятия электронной промышленности, в первую очередь в Зеленограде, наиболее важным видом ресурсов - высококвалифицированными специалистами, представляющими собой интеллектуальный потенциал наукоемкой отрасли народного хозяйства. Изначально эффективность подготовки специалистов в

МИЭТе определялась тесными взаимосвя зями с предприятиями Научного центра. Такие взаимосвязи включали преподавательскую деятельность ведущих ученых и разработчиков предприятий Зеленограда в МИЭТе, практику студентов и аспирантов института в НИИ и на заводах Научного центра.

Помимо МИЭТа кадровое обеспечение зеленоградских предприятий электронной промышленности осуществлялось за счет МФТИ, МГУ, МИФИ и др. Это позволило использовать результаты и достижения других научных школ в области микроэлектроники, увеличить приток новых перспективных мыслей и научных идей, сформировать масштабный интеллектуальный потенциал в Зеленограде, а также благоприятно повлиять на формирование и развитие социально-культурной атмосферы города.

В середине 80-х годов в Зеленограде полностью сложился комплексный центр отечественной электроники, обеспечивающий современной элементной базой и аппаратурой на ее основе возрастающие потребности страны и народного хозяйства в целом.

Об уровне выпускаемых в начале 80-х годов изделий микроэлектроники объективно можно судить по публикациям в ведущих американских научно-технических изданиях, неоднократно отмечавших, что в области перспективной электронной техники разрыв между западными странами и Советским Союзом сократился с десяти лет (в 70-е годы) до 1,5-2 лет. Советские системы вооружений, созданные с применением микроэлектронных изделий Зеленограда, стали одними из лучших в мире и обеспечили высокий уровень обороноспособности страны.

Предприятия электронной промышленности Зеленограда, являясь градообразующими, оказали огромное влияние на все социально-экономические и демографические тенденции в городе. Одновременно с развитием научно-промышленного комплекса росла потребность в трудовых ресурсах как в промышленности, так и в других сферах городской социально-производственной инфраструктуры. Население Зеленограда быстро увеличивалось как за счет естественного прироста, так и за счет привлечения специалистов из других регионов. К 1986 г. в городе проживало уже 156 тыс. человек, на заводах и в НИИ Зеленограда работало более половины трудоспособного населения, что является явным признаком градообразующего характера научно-промышленного комплекса.

Кардинальные изменения политического курса страны в 90-е годы явились серьезнейшим испытанием для зеленоградской электроники. Системообразующие связи между предприятиями были утеряны, централизованное финансирование прекратилось, государственный курс на сокращение расходов на оборону лишил предприятия гарантированного портфеля заказов. Резко сократились объемы производства и научных разработок. Как следствие, это вызвало массовый отток научных работников, специалистов, квалифицированных рабочих.

В этот трудный период научные организации и промышленные предприятия города были вынуждены в условиях дефицита финансовых и кадровых ресурсов самостоятельно искать пути сохранения своего потенциала, пути выхода на рынок товаров и услуг.

Был "заморожен" крупномасштабный проект строительства Центра информатики и электроники, согласно которому предполагалось построить в Зеленограде ряд новых НИИ, ОКБ и заводов, реконструировать действующие предприятия. Это позволило бы организовать разработку и производство новых поколений СБИС, материалов, оборудования, систем САПР и др., создать новые рабочие места, расширить строительство объектов социальной инфраструктуры, обеспечить жильем семьи работников создаваемых предприятий.

Сформированная за все годы существования материально-техническая и инфраструктурная масштабность зеленоградского научно-промышленного комплекса обернулась избыточностью при сократившихся объемах производства, значительными накладными затратами на поддержание зданий, сооружений, инженерных сетей в работоспособном состоянии.

Отсутствие собственных финансовых средств, а также вн ешнего финансирования на закупку нового технологического оборудования привело к моральному и физическому старению основных фондов предприятий, сделало невозможным освоение современных изделий электронной техники нового поколения, востребованного и внутренним, и внешним рынком.

В результате негативных процессов в экономике к середине 90-х годов объем производства и НИОКР зеленоградских предприятий электроники упал по сравнению с докризисным 1991 г. до 46%, численность работающих сократилась в 3 раза. Прекратился серийный выпуск микросхем, полностью прекращены разработки специального технологического оборудования, сократился объем научных исследований. У большинства предприятий образовалась огромная задолженность по платежам в бюджеты Москвы и Российской Федерации, в социальные фонды, по расчетам за энергоресурсы, по выплате зарплаты работающим.

Объединение "Научный центр" с распадом Советсткого Союза и в процессе приватизации и акционирования прекратило свое существование как общесоюзный центр электронной промышленности и как единый комплекс зеленоградских предприятий электроники. Утрачены общая научно-техническая политика и наработанные взаимосвязи предприятий.

Вместе с тем, руководством Москвы и Зеленограда в течение этого сложного периода предпринимались различные меры содействия и помощи зеленоградским предприятиям.

Так, в 1992 г. предприятиям города из бюджета Москвы предоставлены кредиты для пополнения оборотных средств. В 1995 г. правительство Москвы предоставило средства для возмещения задолженности предприятий по платежам за энергоносители. В 1996 г. предоставлена отсрочка по платежам в бюджет и списаны пени, по линии Фонда занятости населения выделены средства на создание новых рабочих мест. В 1997 г. ряд предприятий получил инвестиционный налоговый кредит Министерства финансов России в сумме 60 млрд недоминированных рублей.

В 1997 г. правительство Москвы и Мосгордума приняли решение о создании территориально-промышленной зоны на базе предприятий электронной промышленности Зеленограда, участникам которой предоставлялись налоговые льготы и другие формы финансового оздоровления и стабилизации с привлечением средств московского бюджета.

Происходили структурные преобразования в организации промышленного производства и проведении НИОКР. В процессе поиска рынка сбыта ИС "Микрон" и "Ангстрем" вышли на партнеров в Юго-Восточной Азии, образовано совместное предприятие "Корона Семикондактор", возобновились интеграционные процессы (на основе новых форм собственности) между предприятиями Зеленограда (образован концерн "Научный центр" с головным предприятием "НИИМЭ и завод "Микрон") и других регионов (холдинг "Российская электроника" с головным предприятием "Ангстрем").

Предприятия адаптировались к рыночным условиям хозяйствования и привлечения кредитных ресурсов. Это позволило значительную долю (до 40%) производимых микросхем с топологическими размерами порядка 1 микрона продавать на экспорт, одновременно привлекая средства на создание современных производств ИС с более высокими параметрами.

В кризисный для предприятий период перехода на рыночные отношения претерпела изменение и структура подготовки кадров специалистов. Были созданы такие учебные заведения, как Московский институт делового администрирования и Институт международного бизнес-образования. Основной образовательный центр Зеленограда - МИЭТ адаптировался к новым условиям. Так, в рамках МИЭТа был образован экономико-гуманитарный факультет, ныне преобразованный в Институт экономики и управления, осуществляющий подготовку высококвалифицированных управленческих кадров для предприятий электронной промышленности.

К настоящему времени в МИЭТе создан университетский комплекс как форма интеграции образовательных, научных и инновационных процессов.

В процессе сокращения производства и оттока интеллектуальных кадровых ресурсов предприятий электронной промышленности Зеленограда в другие сферы началось становление новой, ранее не существовавшей формы реализации потенциала высококвалифицированных кадров и накопленного ими научно-технического задела путем создания предприятий малого бизнеса, работающих в научно-технической сфере, с узкой специализацией и рыночной направленностью своих разработок.

С целью развития малого предпринимательства в З е ленограде было инициировано создание соответствующей инфраструктуры, осуществляющей поддержку малых наукоемких фирм. Её образуют созданные в городе технопарки, инновационные предприятия МИЭТа, территориальное агентство развития предпринимательства, Муниципальный фонд поддержки малого бизнеса.

Относительная макроэкономическая стабилизация в России, сложившаяся к началу 1999 г., наряду с мерами поддержки со стороны правительства Москвы способствовали оздоровлению экономики зеленоградских предприятий. Существенную роль в этом процессе сыграло образование Особой зоны на базе предприятий электроники.

Целью её создания являлось развитие электронной промышленности, активизация инвестиционных и инновационных процессов, сохранение высококвалифицированных кадров и обеспечение занятости населения Зеленоградского административного округа г. Москвы.

В соответствии с законами города Москвы, принятыми Московской городской думой в обеспечение особого экономического статуса предприятий-участников Особой зоны, последним предоставлялась льгота по налогу на прибыль (в части городской составляющей), они освобождались от налога на имущество и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Образование Особой зоны позволило правительству Москвы и Московской городской думе отработать механизм финансовой, правовой и организационной поддержки предприятий электронной промышленности Зеленограда, способствовать выводу ее из кризиса.

Результаты работы промышленных предприятий и научных организаций Зеленограда в условиях особого правового и экономического статуса в 1998-2002 гг. показали высокую эффективность поддержки, оказываемой им правительством Москвы.

В конце 90-х гг. удалось приостановить спад производства, а затем добиться стабилизации и роста экономических показателей предприятий Зеленограда - начиная с 1999 г. прекратилось падение численности работающих, в 1999 г. объем промышленного производства и научных услуг в сопоставимых ценах на 20% превысил аналогичный показатель докризисного 1991 г.

Так, в 2002 г. объем производства (в действующих ценах) по сравнению с 1997 г. вырос в 12 раз, налогооблагаемая прибыль - в 19 , численность работающих - в 1,5, свободная площадь предприятий сократилась более чем в 3 раза. За счет роста производства обеспечено расширение налоговой базы и увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и отчислений в социальные фонды. При этом прирост отчислений в городской бюджет и в социальные фонды в эти годы составил более 500 млн руб., особо следует отметить, что ежегодно прирост отчислений в бюджет и внебюджетные фонды заметно превышал объем предоставленных льгот.

За последние пять лет заводы и НИИ Зеленограда реализовали достаточно широкую программу мер по сохранению и наращиванию научно-производственного потенциала.

Предприятиям ОАО "Концерн "Научный центр" удалось сохранить технический уровень производства быстродействующих интегральных схем на основе арсенида галлия, за счет собственных средств осуществить инвестиции в объеме $15 млн в модернизацию производства интегральных схем.

ОАО "Ангстрем" им А.И.Шокина продолжило создание производства интегральных микросхем с топологическими размерами

0,5-0,35 мкм на кремниевых пластинах большого диаметра. В указанный период оно направило на реализацию этого проекта более $10 млн.

ГНЦ "НИИ физических проблем", ОАО "Эл ма", ЗАО "НИИ материаловедения", ОАО "Завод "Компонент" и др. зеленоградские предприятия и организации разработали и организовали выпуск современных материалов для электроники, аппаратуры связи военно-космического и гражданского назначения, провели разработки по фундаментальным научно-техническим вопросам в области наноэлектроники, микромеханики, оптоэлектроники и других перспективных направлений создания электронной техники. Завершается строительство исследовательского Центра с использованием источника синхротронного излучения. 25 декабря прошлого года осуществлен важный этап создания Центра - запущен линейный ускоритель.

За период 1998-2002 гг. на проведение этих работ и обновление технологической базы зеленоградские предприятия электроники направили более $100 млн собственных и привлеченных по коммерческим кредитам средств. Правительство Москвы за счет средств городского бюджета оказало финансовую помощь участникам Особой зоны на сумму около $20 млн, ассигнования из федеральных источников составили около $10 млн.
За счет этих средств на сегодняшний день в основном решены проблемы, обеспечивающие финансово-экономическую стабилизацию предприятий и сохранение достигнутого технико-технологического уровня электронной продукции.

Произошли также определенные положительные сдвиги в части предоставления предприятиям государственного заказа. Так, доля оборонной продукции в общем объеме произведенной промышленной продукции в 2002 г. достигла 17,5% против 2,2% в 1999 г., предприятия Зеленограда принимают участие в выполнении федеральных целевых программ "Национальная технологическая база", "Электронная Россия" и др.

Однако изменения в налоговом законодательстве России привели к тому, что возможности правительства Москвы оказывать поддержку предприятиям Особой зоны Зеленограда путем предоставления налоговых льгот значительно сократились.

В связи с этим в мае 2002 г. МГД по предложению правительства Москвы была утверждена долгосрочная городская целевая программа развития Особой зоны г.Зеленограда на 2002-2006 гг. Согласно этой программе за пять лет планируется освоить инвестиции в зеленоградскую электронику в объеме до $500 млн, в том числе до $30 млн из бюджетных средств Москвы. Программой предусматривается расширение участия правительства Москвы в развитии отрасли, обеспечивается целевой и адресный подход к обеспечению финансовой поддержки предприятий. Это позволит эффективно использовать привлеченные ресурсы для финансовой стабилизации предприятий и реализации инвестиционных и инновационных проектов для разработки и организации производства изделий электронной промышленности в интересах города.

С целью оказания помощи промышленным предприятиям, научным организациям и предприятиям малого бизнеса в выходе на фондовые рынки, в продвижении их продукции на рынки сбыта в Зеленограде организованы единственные в Москве отделение Московского фондового центра и филиал Московской торгово-промышленной палаты.

Уже сделаны конкретные шаги по выходу на фондовый рынок. Так, ОАО "НИИМЭ и завод "Микрон" одно из первых в Москве успешно разместило на фондовом рынке свои облигации в объеме 150 млн руб., в настоящее время оно готовится к выпуску второй серии облигаций. Осуществляет работу в этом направлении и ОАО "Ангстрем".

Сформировавшаяся в последние годы сфера инновационного малого бизнеса устойчиво развивается, созданная инфраструктура для его поддержки обеспечивает субъектов малого предпринимательства необходимыми условиями для их существования и развития - Территориальное агентство по развитию предпринимательства ведет реестр фирм и осуществляет консалтинговые услуги; Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства осуществляет льготное кредитование малых фирм; технопарк "Зеленоград" предоставляет в аренду производственные площади малым фирмам научно-технической направленности; в МИЭТе создан университетский комплекс как форма интеграции образовательных, научных и инновационных процессов.

Сегодня в малом бизнесе в области электроники работает порядка 7000 человек, выполняющих разработку и производящих изделия на сумму около 0,5 млрд руб. в год. Это примерно половина численности работающих на крупных и средних предприятиях электроники и около 10% от общего объема производства в электронике Зеленограда.

Таким образом, сегодня мы вправе констатировать, что научные организации и промышленные предприятия города за последние пять лет в основном преодолели кризисную ситуацию, сохранили основной профиль производства - микроэлектронику, фактически стали монополистами в отрасли, выпуская почти 80% интегральных схем, производящихся в России. По итогам 2002 г. общий объем производства пр од укции электронной промышленности, включая малые предприятия, составили почти 5 млрд руб. и вырос на 30%.

Доля продукции, выпускаемой зеленоградскими предприятиями электронной промышленности, в общем объеме промышленного производства в Зеленограде по состоянию на начало 2003 г. составляет 39%, а численность работающих (с учетом малых предприятий научно-технической направленности) составила четверть трудоспособн ого населения.

Перечисленные факторы создают основу для дальнейшего развития и эффективного использования научно-производственного потенциала. В то же время каждый из них требует существенной качественной трансформации.

Зеленоград формально остается лидером отечественной электроники, однако им утрачены производственные и научно-технические связи с предприятиями других регионов. Это не позволяет ему выполнять роль координирующего центра отрасли.

Состояние и уровень материально-технической базы предприятий не позволяет организовать производство ИС с топологическими размерами 0,5 микрона и меньше и выпускать конкурентоспособную элементную базу.

Средний возраст работающих на предприятиях специалистов, разработчиков, квалифицированных рабочих близок к критическому, образовался возрастной разрыв в составе специалистов за счет "вымывания" среднего возраста.

Финансовое положение предприятий крайне неустойчиво, сохраняются задолженности перед бюджетом, поставщиками.

Регион сбыта основной продукции - ИС, ориентированный на Юго-Восточную Азию, сужается, во-первых, из-за бурного роста собственных производств ИС в этих странах, во-вторых, из-за уменьшающейся потребности в изделиях со степенью интеграции порядка 1 микрона, освоенных нашими заводами. По той же причине медленно растет объем оборонного заказа.

На повестке дня стоит задача технического и технологического перевооружения основных производителей изделий микроэлектроники ("Микрон" и "Ангстрем") с целью создания производств с уровнем интеграции 0,5 микрона и менее.

В то же время немаловажное значение для электронной промышленности Зеленограда приобретают развитие производств конечной продукции - аппаратостроения, производства компьютерной и бытовой техники, а также коммерциализации фундаментальных научных исследований.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, ОАО "Концерн "Научный центр" создало новое предприятие по производству телевизоров, компьютеров и другой бытовой техники - ЗАО "Ситроникс".

Ярким примером реализации фундаментальных научных разработок в промышленности является создание и развитие производства сканирующих зондовых микроскопов в ЗАО "НТ-МДТ". В настоящее время ЗАО "НТ-МДТ" планирует организовать холдинг и производить не только приборы, но и продукцию, созданную по нанотехнологии.

Однако в сегодняшних условиях эти вопросы являются не техническими, а экономическими - нужны серьезные капиталовложения, которые не могут сделать сами предприятия без прямой инвестиционной поддержки на федеральном уровне. Речь идет о необходимости направить на эти цели 1,2-1,5 млрд долларов в ближайшие 3-4 года.

С учетом вышеизложенного, можно считать, что к настоящему времени состояние научно-производственного комплекса электронной промышленности характеризуется следующими факторами:

1. Сохранено профильное назначение предприятий и организаций города - создание изделий электронной техники на основе наукоемких высоких технологий.

2. Сохранена материально-техническая база для промышленного производства и ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

3. Сохранен костяк интеллектуального кадрового потенциала.

4. Достигнута стабилизация финансово-экономического положения предприятий, обеспечено увеличение объемов и высокие темпы роста производства.

5. Сформировались рынки сбыта изделий микроэлектроники, в том числе поставки на экспорт и по государственному оборонному заказу.

6. Образовалась сфера инновационных малых предприятий с узкой специализацией и высоким уровнем разработок, реально способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках. Создана инфраструктура поддержки развития этих предприятий.

7. Сформировалась система подготовки инженерных кадров в области электроники, экономики, менеджмента.

8. Формируются интегрированные научно-производственные структуры.

9. Реализуются в рамках действующего законодательства формы финансовой поддержки предприятий с привлечением бюджетных средств (налоговые льготы , целевые программы развития и т. п.)

Представляется целесообразным в рамках настоящей конференции оценить все положительные и отрицательные стороны сегодняшнего состояния промышленности, науки, образования и бизнеса в городе и определить систему долгосрочных ориентиров развития электронной промышленности как высокотехнологичной отрасли национальной экономики и как градообразующей базы для социально-экономического развития Зеленограда.

В качестве таких ориентиров представляется необходимым выделить следующие:

1. Реальное формирование на основе зеленоградского комплекса научно-технических и промышленных организаций и предприятий федерального центра в области микроэлектроники и электроники, телекоммуникаций и связи, информационных технологий.

2. Обеспечение координации и взаимодействия между участниками научно-производственной деятельности. Разработка и реализация единой для города научно-технической политики.

3. Развитие малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере и инфраструктуры его поддержки.

4. Решение проблемы обеспечения предприятий отрасли специалистами и рабочими кадрами.

Для возрождения статуса Зеленограда как федерального центра микроэлектроники необходимо привлечь внимание и объединить усилия всех участников процесса развития этой отрасли: государственных федеральных органов исполнительной и государственной власти, министерств и ведомств, администрации Москвы и других регионов, коммерческих структур, крупных производителей промышленной продукции, российских и зарубежных инвесторов с целью концентрации финансовых, интеллектуальных, административных ресурсов на решение общегосударственной задачи.

Необходимо продолжить работу по формированию правовой законодательной базы, на основе которой зеленоградским предприятиям может быть предоставлен благоприятствующий режим ведения хозяйственной деятельности.

Это возможно при положительном решении вопросов о создании в Зеленограде особой экономической зоны научно-производственного типа, при распространении на него Федерального закона "О наукоградах в Российской Федерации".

Образование Особой экономической зоны позволит создать привлекательный инвестиционный климат и условия ускоренного экономического роста за счет налоговых и таможенных льгот и преференций, предоставляемых в особых экономических зонах. Придание Зеленограду статуса "наукограда" даст возможность поддержки развития науки, производства и социальной сферы на основе привлечения ассигнований федерального и регионального бюджетов.

Крайне важно добиваться расширения объемов работ, выполняемых нашими предприятиями в рамках целевых федеральных программ, таких как "Национальная технологическая база", "Электронная Россия", программах создания оборонной и космической техники на основе государственного заказа.

Важными ориентирами дальнейшего развития должен стать курс на достижение координации и взаимодействия субъектов научно-производственной сферы города и других регионов в целях повышения эффективности экономической деятельности каждого из них и научно-производственного уровня в целом.

Необходимо способствовать развитию различных форм интеграции и научно-производственного сотрудничества головных предприятий электроники и малых и средних предприятий в научных разработках и организации производства в рамках интегрированных структур, таких как концерн "Научный центр", холдинг "Российская электроника", научно-инновационный комплекс МИЭТа, технопарк "Зеленоград".

В этих целях следует поставить задачу: разработать основные положения единой научно-технической пол ити ки, реализуемой предприятиями Зеленограда.

Такая политика должна обеспечить:

- интеграцию научной, инновационной и образовательной деятельности;

- концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники;

- коммерциализацию результатов научно-технической деятельности;

- приоритетность создания и производства высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции;

- инвестиционную привлекательность н аучно-технических инновационных проектов;

- информационную прозрачность научно-технической деятельности.

На этой основе целесообразно сформировать пакет инвестиционных проектов в производственной, научно-технической и информатизационной сферах города.

Следует продолжить работу и осуществить конкретные меры для создания благоприятных условий привлечения малого бизнеса в сферу научно-технической деятельности в рамках единой технической политики, ориентированной на создание наукоемкой и конкурентоспособной продукции.

Вообще, структуры поддержки малого бизнеса и субъектов инновационного предпринимательства необходимо объединять в бизнес-сообщество на основе создающегося городского Центра предпринимательства, одной из задач которого должно стать развитие системы технопарков и инновационных центров, бизнес-инкубаторов, в том числе завершение начатого строительства технологической деревни, позволяющей обеспечить успешную работу до 60 инновационных компаний.

Такая координирующая форма взаимодействия, как бизнес-сообщество, может реализовать функции содействия предприятиям малого и среднего бизнеса в формировании собственной инфраструктуры путем приобретения в собственность земельных участков и недвижимости, строительства новых объектов, способствовать вовлечению малого бизнеса в систему госзаказа и городского заказа, к участию в целевых городских программах, в научно-производственной деятельности головных предприятий электроники.

Еще одним важнейшим направлением развития промышленности и науки является обеспечение сферы научно-производственной деятельности кадрами рабочих и специалистов.

В условиях нашего города может и должна быть создана система непрерывного образования и целевой подготовки научно-технических кадров на базе взаимодействия предприятий и учебных заведений.

Необходимо обеспечить активное участие предприятий в профессиональной ориентации учащейся молодежи и подготовке рабочих кадров в профессионально-технических учебных заведениях, в укреплении их материальной базы, в совершенствовании учебного процесса.

Однако не менее серьезной, чем подготовка кадров, является проблема их закрепления путем создания привлекательных условий труда, уровня оплаты труда, перспективы роста. Для привлечения ведущих ученых, закрепления молодых талантливых специалистов следует сознательно идти на затраты, связанные с решением жилищных вопросов (предоставление льготных кредитов, покупка жилья в рассрочку, ипотека, аренда жилья и т.п.), с созданием условий для отдыха, лечения, занятий спортом.

Уважаемые участники конференции!

Одно только перечисление основных направлений и задач показывает сложность и масштабность проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба науки и промышленности Зеленограда, его социально-экономического развития. Разрешите выразить уверенность в том, что всестороннее и заинтересованное обсуждение этих проблем на нашей конференции поможет выбрать и реализовать необходимые стратегические научно-технические и управленческие решения, обеспечивающие эффективное развитие российской электроники и достойный уровень жизни зеленоградцев.